Выставка собрала палехское искусство высшей пробы, коллекционного формата. Здесь порядка тысячи работ из коллекций музеев Ивановской области, собраний современных коллекционеров - редчайшие произведения основателей Артели древней живописи (например, голиковский "Красный пахарь"), знаменитые "агитлаки" 1920-1930-х годов. И работы нашего времени, ведь в Палехе сегодня, по статистике, на 5 тысяч жителей - 500 художников.
"Выйду на улицу, понаблюдаю за природой, сначала все душой переживу, а потом весь уйду в мир, который нужно изображать…" - так говорил основатель палехского искусства Иван Голиков. В декабре 1924 года он организовал бывших иконописцев в Артель древней живописи, и эта дата стала точкой отсчета истории Нового Палеха, началом палехской лаковой миниатюры - искусства, взявшего за основу вековые приемы здешней иконописи.
В России не создашь ничего нового, не "пережив душой" то, что хочешь изобразить на бумаге, холсте или на чернолаковом боку шкатулки из папье-маше - с чего артельщики и начали. Вот у этой барышни, уклоняющейся на крылечке от назойливого кавалера - не лицо, а и вправду лик, словно сошедший с палехской иконы 18 века. Рядом, на потрескавшейся за десятилетия миниатюре - воин, сбитый с коня противниками, рукой укрывается от враждебного копья.
Тут же, в темпере и золоте - традиционные палехские "охоты", "битвы", "гулянки", "жар-птицы", а еще - трактора в полях, вожди пролетариата, космонавты у ракет, солдаты на привале: палехским мастерам удавалось в любых сюжетах совместить современную им реальность с иконописной условностью и плавностью линий.
Палех всегда отличался от других лаковых центров отсутствием тиражирования и копирования: художники изначально противопоставили промышленному потоку сувениров уникальные авторские вещи, создав узнаваемый - утончённый и драгоценный - палехский стиль, индивидуальный в творчестве каждого из его представителей.