В Госдуме предложили снизить платежи по валютной ипотеке

Обладателям валютной ипотеки разрешат требовать от банков пересчитать ежемесячные платежи по курсу, который действовал на момент заключения договора ипотечного кредитования. А в случае просрочки по валютной ипотеке на фоне существенных колебаний курса рубля банкам запретят обращать взыскание на заложенные жилой дом или квартиру.

Такие поправки в закон об ипотеке предлагают как можно скорее внести депутаты Государственной думы. Они отмечают, что в последнее время платежи по валютной ипотеке выросли в рублевом эквиваленте в 2-3 раза. Существенным увеличением суммы кредита депутаты предлагают признать рост задолженности в рублевом выражении более чем на 25 процентов.

По данным депутатов, договоры ипотеки в иностранной валюте составляют 9 процентов от общего числа действующих ипотечных договоров, но эксперты ранее называли меньшие цифры.

Пик популярности валютной ипотеки пришелся на несколько лет, предшествовавшие кризису 2008-2009 годов. "Рублевого" максимума задолженность по валютной ипотеке россиян достигала в 2009 году, когда, по данным Банка России, она приближалась к 300 миллиардам рублей. В период этого кризиса просроченная задолженность по валютной ипотеке мгновенно выросла в 18 раз, она достигла пика к июню 2012 года (23,4 миллиарда рублей), но потом пошла на убыль.

Кризис 2008-2009 годов россиян многому научил, число желающих рискнуть всем и сразу ради выгодных процентов резко сократилось. Хотя стабильность курса к этому располагала. В 2009-2013 годах граждане получили по валютным ипотечным договорам кредитов на общую сумму 92,3 миллиарда рублей - это меньше, чем за один 2008 год (103,1 миллиарда).

По данным Банка России, объем задолженности по валютной ипотеке в пересчете на рубли вырос за первые 10 месяцев этого года незначительно (со 118 миллиардов до 120,5 миллиарда), даже несмотря на девальвацию национальной валюты.

Эксперты "РГ" отмечают, что в последние годы валютную ипотеку брали в основном люди, у которых доходы привязаны к доллару или евро. Это подтверждает статистика Центрального банка: вопреки быстрому ослаблению рубля в этом году, просрочка даже в рублевом эквиваленте почти росла очень слабо. Она составляла 15,6 миллиарда к началу года и 17 миллиардов к началу ноября.