Как сообщили в отделе организации воспроизводства водных биоресурсов Охотского территориального управления Росрыболовства, в текущем году все мероприятия по отлову производителей проводили на семи водоемах североохотоморского побережья. Государственное задание по закладке на инкубацию оплодотворенной икры составило 18,59 миллиона штук. Но выполнить его удалось лишь на 80 процентов.
В чем же дело? В первую очередь в отсутствии на заводах квалифицированных специалистов. В бригадах трудятся электромонтеры, плотники, водители, бульдозеристы, операторы котельных установок и даже сторожа. Естественно, мало кто из них имеет навыки и опыт работы с рыбой. А причина этого - низкая (а у некоторых даже очень низкая) оплата труда, которая не может привлечь профессионалов. Если на заводах Камчатки и Сахалина средняя зарплата специалистов 45-50 тысяч рублей, то на колымских предприятиях о такой приходится только мечтать.
Кроме этого, на результаты закладки икры повлияли и объективные причины. Сильный паводок в этом году практически уничтожил некоторые рыбоводные станции на реках Окса и Ойра, разрушил заграждения на реках Ола и Ланковая, Армань и Яна, размыл пути как к заводам, так и к местам базирования рыбоводно-забойных пунктов. На восстановление всей инфраструктуры и дорог ушло много времени и средств.
Сказалась и невысокая численность кеты на нерестилищах. Так, по данным МагаданНИРО, подход производителей этой рыбы на реках Кулькута и Яма был значительно меньше ожидаемого. Лососевая путина этого года показала, что ни один из заводов к выполнению государственного задания по закладке икры не был готов из-за плохого материально-технического обеспечения. Все это давно стало темой многочисленных совещаний и в Магадане, и в Москве, запланировано финансирование отрасли в значительных объемах. Но если оно поступит через годы, деньги некуда и незачем будет вкладывать. Не будет рыбы, кадров, заводов.
Что же будет? Как невесело предполагают специалисты, останутся только нелегальные промысловики, а их мало заботят государственные интересы и будущее региона. Опасения неслучайны: сегодня браконьерство в Магаданской области приобретает промышленные масштабы.
- В ходе государственного контроля, надзора за рыболовством и охраной лососевых видов рыб в 2014 году составлено 419 протоколов об административном правонарушении, 364 человека привлечены к административной ответственности, - сообщил врио руководителя Охотского ТУ Владимир Чеколаев. - Наложено штрафов на общую сумму 999 тысяч рублей, предъявлено исков на взыскание ущербов на 23375,4 миллиона. Передано 14 материалов в следственные органы на возбуждение уголовных дел на 11 человек.
Масштабы браконьерства потрясают: инспекторы изъяли с начала года 3,8 тонны рыбы и 2,6 тонны икры. Рыбоводы, собирающие для закладки на заводах икринки чуть ли не поштучно, от этой цифры приходят в ужас.
Наглости нелегальных промысловиков нет предела. В конце сентября инспекторы рыбоохраны Охотского ТУ, сотрудники ФСБ, пограничники и полицейские ликвидировали браконьерский стан. Они провели внезапный вертолетный рейд над рекой Яма, которая издавна является донором для лососевых рыбоводных заводов. В ходе мероприятия удалось пресечь деятельность организованной преступной группы, занимающейся незаконной добычей лососевых для заготовки икры. В итоге изъяты резиновая лодка, ставная сеть, почти полтонны соленой лососевой икры. На месте уничтожены169 парных ястыков. Организатор незаконного промысла установлен и препровожден в Магадан. Возбуждено уголовное дело. И вот здесь стоит отметить один настораживающий факт. Браконьерский стан располагался как раз на особо охраняемой территории - в пределах государственного природного заповедника "Магаданский", куда без специального разрешения и птица не залетит. Устроились браконьеры основательно: оперативники нашли жилище, генератор, контейнеры, лодку, все аксессуары для заготовки икры и даже ноутбук. А ведь за один-три дня такой скарб на себе не доставишь. Задержанный браконьер легко и сразу взял вину на себя. Но... он загадочно исчез и объявлен в розыск.
То есть множество силовых, надзорных и контролирующих структур в рамках своих полномочий вынуждено действовать в низовьях нерестовых рек, а путь в верховья им заказан статусом заповедной зоны. Тогда хочется спросить руководство заповедника: в вашем доме поселились неизвестные, а вы не ведали, чем они занимались? Директор государственного природного заповедника "Магаданский" Юрий Бережной не стал комментировать этот эпизод, сославшись на то, что до сих пор не располагает материалами о задержании. Дознание разберется, задержанного уроженца Армани, ныне проживающего в Краснодарском крае, рано или поздно найдут. И будет любопытно послушать его откровения.
Многим сотрудникам рыбоохраны не дает покоя один простой вопрос - для кого они охраняют водные биоресурсы, осваивая немалые государственные деньги? Неужели для браконьеров, которые комфортно и вольготно чувствуют себя даже в заповедной зоне?