25.12.2014 11:15
Поделиться

Беженцы с Украины открыли пекарню и лесопилку в сибирском поселке

В Красноярском крае предприниматель из маленького поселка Талое перевез к себе и обеспечил работой 50 беженцев с Донбасса. Корреспондент "РГ" отправилась в командировку, чтобы узнать, как вынужденным переселенцам живется на новом месте.

На доброе дело

- Ох, и морозно сегодня! - 23-летняя Настя Воробьева зябко передергивает плечами, хотя на улице всего-то минус 15. По сибирским меркам - теплынь. - Мы к таким холодам в Донецке не привыкли. Поначалу тряслись, зубами стучали. А сейчас ничего, притерпелись. Да и с зимними вещами люди помогли.

Село Талое, что в Ирбейском районе, в 200 верстах от Красноярска, встречает нас белоснежными шапками крыш, ленивым собачьим лаем из-за заборов и пронзительно синим небом над мохнатыми еловыми ветками. Откуда-то доносится умопомрачительный запах выпечки. Некоторые дома желтеют свежевыструганным штакетником палисадников. По ним легко определить избы, где обжились беженцы.

- Пришлось, конечно, пораскинуть мозгами, как разместить полсотни человек, - рассказывает глава сельсовета Талого Андрей Москаленко. - Многие ведь целыми семьями приехали, с детьми. Но пустовавших домов хватило. Поневоле задумаешься - пустой дом это ведь для поселка беда. Значит, люди уезжают, село умирает… А, гляди-ка - на доброе дело пригодились.

Из "Жарков" - в Талое

Конечно, совсем умирающим Талое не назовешь. Когда-то здесь был преуспевающий совхоз "Тальский", работал льнозавод - один из двух существовавших на территории края. Ни первого, ни второго давно уже нет, но в наследство от былых времен остались школа-десятилетка, больница, детский сад. Есть даже свой приют для престарелых…

- Все равно молодежь уезжает, как ни удерживай, - вздыхает Москаленко. - Из 646 человек две трети - дети и пенсионеры. Большинство взрослых в бюджетной сфере трудятся. А простых рабочих рук, считай, и нет. Вот наш местный предприниматель Владимир Жандаров построил лесопилку, а работать, как оказалось, на ней некому. С этого все и началось. Поехал он в соседний Рыбинский район, где в местном социально-реабилитационном центре "Жарки" разместили беженцев. "Пойдете, - говорит, - ко мне? Деньгами не обижу, жилье для вас тоже найдем". Первыми мужчины уехали. За ними жены с детьми потянулись. Так "Жарки" к нам и перебрались, все 50 человек…

С самим предпринимателем увидеться не удалось - коммерсант все время в разъездах. Беженцы скучать не дают, новые идеи подкидывают. Пока мужья на лесопилке трудятся, женщины решили без дела не сидеть: уговорили бизнесмена открыть пекарню. Теперь все Талое свежей выпечкой угощается. А еще задумка с клубом, на который Жандаров тоже дал добро…

Как капли воды

- Нет, клуб - это уже не модно. Поэтому мы хотим открыть интернет-кафе. Настя придумала - она в компьютерах все-все понимает! - гордо говорит 55-летняя Инна Акулова. Вместе с Настей Воробьевой и ее мамой Марией Инна подошла к делу серьезно. Женщины выпросили у председателя разрешение использовать под кафе старый склад. Привели помещение в порядок, зашпаклевали стены, проконопатили щели, расписали яркими красками.

- В одной комнате сам интернет-клуб расположится, в другой - кафе. В любое время можно будет зайти выпить чаю с ватрушками из нашей пекарни, с пылу-жару, - мечтают женщины.

Бывшие беженки взахлеб обсуждают, как все будет устроено в будущем кафе. И их не смущает, что в селе до сих пор нет сотовой связи - только спутниковая, а одна страничка из интернета загружается по пять-десять минут. Постепенно в помещение бывшего склада один за другим заглядывают другие переселенцы с Украины, включаются в беседу, делятся планами. О будущем этим людям говорить гораздо легче, чем о том, что осталось позади. Судьбы их похожи одна на другую как капли воды. Мелькают в разговоре названия городов - Донецк, Луганск, Мариуполь, Енакиево, Волноваха… Имена родных, ушедших в ополчение. У одной недавно погиб отец, у другого воюет брат… Третьи, как семья Демченко с двухдневным сыном на руках, бежали из-под бомбежек.

- Лесопилка - это временно. Я в Донецке шахтером был, - говорит 28-летний Павел Демченко. - Вот оформлю все документы, как положено, и вернусь в профессию. Узнавал, у вас здесь есть шахтерский город Бородино, туда подамся.

Без подарков не останутся

- А я, честно говоря, очень надеюсь, что все они у нас останутся, - делится Андрей Москаленко. - Ребята дисциплинированные, ответственные, работящие - в Талое словно новую жизнь вдохнули. Я их всех уже за своих считаю, знаю, о чем мечтают, чем дышат… Да и наши, местные, к ним на удивление хорошо отнеслись - никаких склок и обид. Наоборот, смотрите, сколько вещей принесли!

Глава сельсовета обводит рукой свой кабинет, заставленный сумками, коробками, пакетами. Из одного такого трогательно выглядывают детские ботиночки.

Сейчас, по словам Москаленко, самое главное для беженцев - новые документы. Справки о предоставлении статуса временного убежища им уже выдали:

- Теперь нужны специальные бланки, где этот статус будет подтвержден. Но тут какая-то загвоздка: в УФМС говорят, что таких бланков у них нет, якобы дефицит. А без них невозможно начать собирать документы, чтобы сменить гражданство и попасть в программу переселения соотечественников из-за рубежа. Получи наши беженцы российское гражданство, дело бы веселее пошло. Мы б им сразу новые дома построили, госпрограмм, благодаря которым это можно сделать, в Красноярском крае много: и "Молодая семья", и "Поддержка молодых специалистов на селе"...

Кроме сбора документов, у беженцев хватает и других хлопот. Новый год на носу - надо отмечать. С елкой, конечно, проблем не будет, вон их сколько вокруг села, а вот как быть с подарками?

- Что-нибудь придумаем, - твердо говорит Москаленко. - Бизнес подключим, район, думаю, тоже поможет. Без обновок к празднику не останутся.

…На прощание спрашиваю будущего администратора интернет-кафе - Настю:

- Название-то для вашего детища придумали?

- Да как-то не до того пока, - машет рукой девушка. Потом замолкает на минутку и задумчиво: - А знаете, назовем мы его, пожалуй, "Новым". Да, интернет-кафе "Новое". Думаю, это будет правильно.

Комментарий

Елена Насонова, начальник отдела по работе с соотечественниками, беженцами и вынужденными переселенцами УФМС Красноярского края:

- Действительно, дефицит бланков имел место, по объективным причинам - никто не ожидал такого наплыва приезжих с Украины, прибывший в край в экстренном массовом порядке. Для справки: на 2014 год нам было выделено 900 бланков свидетельств о предоставлении временного убежища на территории РФ, однако только с Украины приехало свыше трех тысяч человек.

Учитывая это обстоятельство, Федеральная миграционная служба России пошла навстречу переселенцам и разрешила жителям Украины использовать справки о предоставлении статуса временного убежища как официальный документ, вместо бланков. По ним можно осуществлять трудовую деятельность, начинать оформлять участие в госпрограмме добровольного переселения соотечественников, проживающих за рубежом, что дает основания вне квоты получить разрешение на временное проживание и, в упрощенном порядке, - гражданство РФ.

Сейчас же вопрос исчерпан полностью - в регион пришли новые бланки, которые мы будем выдавать в порядке очередности.

Справка "РГ"

С начала лета в центры занятости населения Красноярского края обратились чуть больше 1500 граждан Украины, вынужденно покинувших страну, из них трудоустроены 1435 человек. Все необходимые разъяснения беженцам дают в пунктах временного размещения, где специалисты постоянно информируют вынужденных переселенцев о возможностях найти работу и вакансиях. Для трудоустройства сформирован и постоянно обновляется специальный банк вакансий. Сейчас в нем имеется свыше двух тысяч предложений работы, 700 из них -  с предоставлением жилья.