Высматривала я главным образом сувениры. И, похоже, не я одна, так как к лоткам с ними было не протолкнуться. Особенно к одному, что чуть в стороне от основного ряда. Он привлекал красочной вывеской. А также оригинальным художественным свистом. Пошла "на свист". Из-за спин впереди стоящих разглядела по ту сторону прилавка высокого дядьку в национальном белорусском костюме, который венчала шикарная соломенная шляпа. В руках он держал керамическую сову. Сова поглядывала на окружающих огромными глазищами и... что-то напевала!
То есть напевал хозяин шляпы. А правильней сказать, они вдвоем. Потому как издавала птица напевные звуки благодаря "дядьке", умело дувшему в нужные дырочки, расположенные у нее в хвостовой части. Разговорилась с продавцом. Тот представился: Вячеслав Николаевич Яковенко, 55 лет, белорус, в Тамбов приехал из Могилева.
- Я каждый год приезжаю на эту ярмарку, - сказал Вячеслав Николаевич. - Организована она всегда очень хорошо, к тому же у меня в данном регионе есть уже постоянные покупатели. Встречаемся как родные! Многие приходят вместе с ребятишками. Но у меня имеются не только детские свистульки. С них я начинал, увлекшись много лет назад глиняной игрушкой. Позже, когда "дело пошло", взялся за обереги. Вот, хотите посмотреть, популярный в Беларуси с давних времен оберег для охотников "всадник на утке"?
Он ставит "всадника" на свою широкую ладонь. Задымленная игрушка выглядит симпатично и немного загадочно. Охотники брали ее с собой в "ночную смену", убежденные, что непременно поможет и нужного зверя (птицу) добыть, и самому целым-невредимым вернуться домой. Популярность данного оберега пришла из Кричева, небольшого городка на востоке Могилевской области. Кстати, Кричев впервые упоминается в летописи еще в 1136 году, он на одиннадцать лет старше Москвы!
Именно Яковенко возродил в 1990-е годы местную игрушку-свистульку, а вслед за ней и традиционную глиняную Поднепровскую. Они отличаются от многих других яркими красками и звонким свистком. При этом тесно связаны с народными традициями. Тот же "всадник на утке", как считалось, оберегал не только охотников, но всех жителей населенного пункта. Идет традиция, как полагает Вячеслав Николаевич, досконально изучивший историю родного края, с тех времен, когда на защиту своих сел выходили в неспокойные времена воины-универсалы, способные "хоть на хромой утке", но догнать и уничтожить врага.
К своему давнему детских лет увлечению учитель Яковенко вернулся после долгого перерыва, будучи уже взрослым человеком, главой семьи. Вспомнил, как его бабушка лепила из теста фигурки птиц и животных, потом обжигала их в печке. Он, мальчишка, любовался ими и... отказывался есть. Уж очень жалко было ему поедать такую красоту. А еще вместе с родными, соседями выходил в начале марта, выложив на тарелки эти немудреные поделки, "гукаць вясну". Если хорошо, дружно позовут ее, то весна непременно откликнется - гомоном птиц, теплым солнышком, хорошим настроением.
- Сколько времени уходит у вас на то, чтобы сделать одну такую игрушку, как, например, козлик? - интересуюсь у Яковенко.
- А это зависит от настроения. Мять глину можно, конечно, будучи и не в духе. А вот лепить из нее фигурку надо, пребывая непременно в бодром и доброжелательном состоянии. В нашем ремесле важна душа. Иначе, знаете, "где коза рогом, там и жук остогом"...
- А где коза ногою, там жито копою?
- Точно! Вы, что ж, знаете наши белорусские поговорки? Это приятно. Я вообще считаю, что белорусская и русская народные промысловые традиции очень близки между собой. Многие из них сейчас возрождаются. Но сколько еще требуется возродить!
Он показывает мне свои глиняные творения, выставленные на расписанной национальными узорами скатерти. Постелена скатерть на длинном широком переносном столе, смастерил который сам Яковенко специально для таких выставок-ярмарок, как тамбовская. А на выставках бывать приходится часто - пол-Европы объехал со своими свистульками! Выезжает с некоторых пор всей семьей: он, жена Любовь Ященко, дочери Анна и Екатерина, перенимающие мастерство у родителей.
В последние годы на тех ярмарках, где он бывает, особенно популярны его водяные свистки "Соловейки" и окарины - белорусские глиняные музыкальные инструменты, дальние родственники флейты. У Яковенко они чаще всего в виде опять-таки симпатичных фигурок птиц и животных, которые "поют по нотам" лучше иной профессиональной флейты.
А наиболее любимые у самого Вячеслава Николаевича свистульки "сторожительные". "Всадник на утке", сова, "поющая" разными голосами. В том числе как кукушка. Что Яковенко тут же и продемонстрировал. Я заслушалась и в какой-то момент поймала себя на том, что мысленно разговариваю с ней: "Кукушка, кукушка, сколько дней осталось нам до теплой весны?"...
Досье "СОЮЗа"
Вячеслав Яковенко - белорусский историк, педагог, народный мастер Республики Беларусь, член Белорусского Союза мастеров народного творчества, руководитель детской студии декоративно-прикладного искусства "Свистулька". Работы учащихся данного коллектива побеждали на конкурсах в таких странах, как Россия, Украина, Германия, Венгрия, Бельгия, Швейцария, Чехия, Голландия, Япония. Руководит также взрослой народной студией "Добрость". Помимо глиняной игрушки Вячеслав Яковенко увлечен живописью. Пишет акварелью и маслом пейзажи, натюрморты, исторические картины. Любимая тема - виды Кричева. Несколько его работ находятся в местном музее. Немало картин в частных коллекциях России и Нидерландов. На его счету 17 профессиональных фотовыставок разных жанров.
Работает в паре с женой Любовью Ященко, членом Белорусского Союза мастеров народного творчества.