О том, как теперь изменятся условия работы российских аудиторов и чем новый закон поможет малому и среднему бизнесу, в интервью "РГ" рассказал директор департамента регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности министерства финансов РФ Леонид Шнейдман.
Леонид Зиновьевич, наши аудиторы теперь будут работать по международным стандартам, а не по федеральным. Что это означает для них самих и для их клиентов?
Леонид Шнейдман: Российские аудиторские стандарты с самого начала разрабатывались на основе международных и соответствуют последним в очень высокой степени. Новый закон меняет форму использования международных стандартов - мы больше не будем переписывать международные стандарты, а будем их применять в том виде, в каком они принимаются.
В результате в заключении, сопровождающем финотчетность организации, будет ссылка непосредственно на международные стандарты аудита. Таким образом, заключение российского аудитора становится более "признаваемым". Смысл нововведения, которое предусмотрено этим законом, заключается в признаваемости российского аудиторского заключения в мире, возмужании аудиторской профессии.
Когда международные стандарты у нас заработают?
Леонид Шнейдман: Сначала правительство должно определить порядок признания этих стандартов в России. Чтобы они стали частью российского законодательства, их необходимо "ввести" в наше правовое поле.
Далее должен быть закончен официальный перевод на русский язык этих стандартов. Мы ожидаем, что это произойдет в середине 2015 года. После будет оперативно осуществлена процедура признания международных стандартов. После этого их смогут применять российские аудиторы. Если предположить, что в середине 2015 года правительство определит порядок признания, в это же время появится перевод стандартов на русский язык, а к середине 2016 года стандарты будут признаны, то по ним будет проверяться отчетность за 2017 год.
В новом законе говорится, что в конкурсе на аудит организации, чья годовая выручка не превышает миллиард рублей, будет обязательным участие аудиторских организациях малого и среднего предпринимательства. Каковы шансы у них выигрывать эти конкурсы?
Леонид Шнейдман: Данная норма направлена на поддержку малых и средних аудиторских организаций. Они составляют абсолютное большинство аудиторского сообщества в России. Их порядка 98-99 процентов от общего количества. Уже сегодня они обслуживают подавляющее число клиентов с выручкой, которая не превышает миллиарда рублей. Но еще существуют значительные сегменты рынка, в которых работают клиенты, способные перейти на обслуживание к малым и средним аудиторским организациям. Шансы "выиграть" этих клиентов у таких аудиторов с принятием закона повышаются.
А крупные финансовые организации заказывают себе аудит у малых и средних компаний?
Леонид Шнейдман: Обычно на практике выделяют категорию "общественно значимых клиентов". Это банки, страховые организации, негосударственные пенсионные фонды, участники финансового рынка, то есть те, чья деятельность для рынка имеет особое значение. Порядка 75 процентов таких клиентов уже сегодня обсуживают малые и средние аудиторские организации.
Много ли людей сегодня работает у нас на рынке аудита, и нужно ли как-то повышать престиж профессии?
Леонид Шнейдман: Сегодня в аудите занято более 20 тысяч аудиторов, работающих в более чем четырех тысячах организаций. Повышение престижа профессии - актуальный вопрос. Связано это в большой степени с общеэкономической ситуацией. В условиях, когда у клиентов не очень хорошо с финансами, спрос на аудиторские услуги падает. Сегодня рынок переживает именно такой момент. Этим объясняется, что молодежь без особого энтузиазма идет "в аудиторы", что некоторые опытные аудиторы переходят работать в смежные области. В этих условиях есть необходимость предпринимать меры по повышению престижа профессии. И Минфин, и саморегулируемые организации аудиторов, и Совет по аудиторской деятельности предпринимают такие меры.
Что конкретно можно сделать для повышения престижа профессии?
Леонид Шнейдман: Прежде всего активно работать с потребителями аудиторских услуг, формировать у них четкое понимание, для чего нужны аудиторы. Что греха таить, в ряде случаев сегодняшний российский клиент заказывает аудиторские услуги только потому, что этого требует закон. Аудиторская профессия, саморегулируемые организации аудиторов должны работать с деловым сообществом, разъяснять пользу, которые они приносят организациям, их собственникам, да и обществу в целом.
Это, конечно, и работа с высшей школой. Необходимо показать молодежи привлекательность аудиторской профессии, ее перспективность. В начале карьеры это достаточно рутинная работа, но по мере накопления знаний и опыта, как и в любом деле, работа становится очень интересной. Да и с точки зрения карьерного роста аудиторская профессия открывает массу возможностей. Многие управленцы являются выходцами из аудиторских организаций.