Данное поручение регламентировало необходимость снижения затрат на приобретение товаров (работ, услуг) в расчете на единицу продукции не менее чем на 10% в год в течение трех лет. И если судить по годовым отчетам компаний, то поручение выполняется неукоснительно. Главным образом, конечно, за счет использования рычага давления на цены поставщиков.
Однако существует еще один важный пласт работы над сокращением издержек - комплексная работа по снижению себестоимости или операционных затрат. Сравнивать результаты на этом поприще можно точно так же - через удельный показатель на единицу продукции (услуг). И здесь результаты, достигнутые компаниями за последние годы, отличаются разительно. Для примера проведем расчеты для трех крупнейших компаний естественно-монопольного сектора: ОАО "Россети", ОАО "РЖД" и ОАО "Газпром".
Данные расчеты показывают, что себестоимость передачи и распределения электроэнергии по сетям "Россетей" за год выросла с 80 коп./кВтч до 1,3 руб./кВтч. Конечно, у электросетевых компаний существуют и расходы, на которые они не могут влиять, (например, стоимость электроэнергии для компенсации потерь, которые являются важнейшим фактором себестоимости), однако их рост составил всего 10-15%, в зависимости от конкретной дочерней компании "Россетей". Основной же прирост себестоимости скрывается в статье под названием "Прочие затраты", которая выросла за 2013 год на 79% и составила 42% затрат на производство ОАО "Россети".
Умеренный рост удельной себестоимости был показан "Газпромом" - всего на 6,6% (с 1,92 руб./куб.м до 2,05 руб./куб.м).
И наконец, лидером рейтинга стало РЖД, удельная себестоимость услуг которой за 2013 год практически не выросла. Этому способствовала системная и комплексная работа по снижению издержек, в рамках которой была сформирована и принята к исполнению антикризисная программа. Мероприятия, направленные на сокращение издержек, позволили в 2013 г. сократить расходы российских железных дорог на 100 млрд руб. Рост удельной себестоимости перевозок составил всего 1,6%, что значительно ниже уровня инфляции. Рост производительности труда в 2013 г. составил 4,3%, тогда как в целом по стране производительность труда выросла на 1,5%.
В 2014 году РЖД смогла добиться сокращения еще около 85 млрд руб. своих расходов, на фоне "заморозки" грузовых тарифов и сокращения потенциальной доходной базы. При этом в 2014 году себестоимость перевозок сократилась на 0,7%.
Естественно, подобное массовое сокращение затрат возможно только путем жестких мер. В результате действия программы ресурсосбережения монополии удалось сэкономить более 500 тыс. тонн условного топлива на сумму более 4,8 млрд руб. Но в то же время численность сотрудников, занятых на перевозках, сократилась на 44 тыс. человек, а около 16% сотрудников были переведены в режим неполной занятости.
"РЖД активно пытается бороться с издержками. В целом, в годы кризиса у них это получалось. Я полагаю, что и в следующем году компания найдет способ сэкономить по разным статьям 100-120 миллиардов рублей за счет сокращения инвестпрограмм, оптимизации закупок и т.д. Это вполне серьёзные цифры с точки зрения расходов - до 10% всего бюджета. Я считаю, что компании удастся это сделать", - говорит Алексей Безбородов, генеральный директор исследовательского агентства InfraNews.
Следует отметить, что, несмотря на сложные экономические условия работы, замораживание государством тарифов на 2014 год, индексации тарифов на 2015 год ниже инфляции и реализации программы сокращения издержек, РЖД уделяет особое внимание реализации крупнейших инфраструктурных проектов, которые окажут существенное влияние на экономику и всех жителей России. К подобным проектам можно отнести развитие Восточного полигона, железнодорожных подходов к портам, а также строительство высокоскоростных железнодорожных магистралей.
Можно отметить определенный прогресс в планах реализации высокоскоростной магистрали (ВСМ). Так, 22 декабря 2014 г. правительством РФ было принято принципиальное решение о выделении в 2015 году около 6 млрд руб. на проектирование, инженерные изыскания и подготовку проектной документации по ВСМ Москва-Казань.
Государство постоянно экспериментирует над РЖД. В последние годы масштабная инвестиционная программа ОАО "РЖД" с серьезным объемом финансирования из собственных источников реализуется на фоне ограничения доходной базы (ограничения роста тарифов) и реализации программы сокращения издержек (около 200 млрд руб. за 3 года). Однако бесконечно долго существенно оптимизировать издержки невозможно. Эффект оптимизации недостаточен для финансирования развития инфраструктуры. Реализация проекта ВСМ показывает, что РЖД имеет все технические, технологические и организационные возможности наиболее рационально и с большим эффектом для экономики использовать получаемое государственное финансирование для реализации крупных инфраструктурных проектов, что может являться положительным примером развития государственных инфраструктурных компаний вопреки всем негативным внешним условиям.