Игорь Вильнит: "Севмаш" и "Рубин" не будут объединены

Крупнейшая в России оборонная верфь свои 75 лет встречает на подъеме. Как уже сообщалось, сегодня на "Севмаше" заложили новый подводный крейсер "Генералиссимус Суворов".

Таким образом, число одновременно строящихся здесь атомных подводных лодок достигло, по сведениям из открытых источников, семи единиц.

Вслед за тремя уже переданными ВМФ ракетоносцами серии 955 "Борей" строятся еще три - по усовершенствованному проекту "Борей-А". Рядом - три многоцелевых АПЛ типа "Ясень" и атомная субмарина специального назначения "Хабаровск".

Прибывший на официальную церемонию закладки шестого "Борея" вице-премьер  Дмитрий Рогозин выразил надежду, что и в будущем году работа в цехах "Севмаша" будет такой же ритмичной и результативной.

В эти минуты наиболее отличившимся корабелам и ветеранам предприятия вручают государственные награды , а со всех концов России в адрес "Севмаша" идут поздравления - от смежников, поставщиков, контрагентов, проектных организаций.

Пользуясь случаем, мы еще накануне задали генеральному директору ЦКБ МТ "Рубин" и генеральному конструктору ракетных подводных крейсеров стратегического назначения Игорю Вильниту вопрос не совсем юбилейный:

"Севмаш" отмечает  первые семьдесят пять, а "Рубину" уже перевалило за сто. Одно время высказывались предложения соединить КБ и верфь под общим руководством. И ваш предшественник в "Рубине" - Андрей Дьячков - был в свое время назначен таким единым руководителем. Но идея не прижилась? Почему?

Игорь Вильнит: Андрей Аркадьевич некоторое время совмещал должности генерального директора "Рубина" и "Севмаша", но конструкторское бюро и верфь не были объединены в единую структуру.

Насколько нам известно, в профильных ведомствах действительно обсуждалась возможность слияния КБ и верфи, но было принято решение, что подобная "архитектура" вряд ли эффективна и целесообразна.

Тем более, что "Рубин" и "Севмаш" входят в Объединенную судостроительную корпорацию, которая и выполняет функцию высшего звена управления предприятиями, входящими в ее состав.

Конструкторское бюро должно работать со всеми заводами-строителями, а также с широкой кооперацией разработчиков и поставщиков комплектующего оборудования.

Полагаю, что в случае объединения КБ с какой-либо верфью могут быть существенно деформированы условия для обеспечения антимонопольного подхода к принятию решений - как по организационным, техническим, так и в итоге экономическим вопросам создания кораблей.

Досье "РГ"

Первая АПЛ заложена на оборонной верфи в Северодвинске 24 сентября 1955 года и вошла в историю под номером К-3 "Ленинский комсомол". Здесь же в 1967 году построен первый в СССР атомный подводный крейсер стратегического назначения с 16 баллистическими ракетами. А спустя два года - первая в мире АПЛ с корпусом из титановых сплавов. На испытаниях она развила максимальную для подводных кораблей скорость подводного хода в 44,7 узла.

Со стапелей "Севмаша" сошли и самые большие в мире подводные ракетоносцы (проект 941 "Тайфун"), занесенные в Книгу рекордов Гиннесса. Всего было построено шесть кораблей этого типа, в строю остался один - ТАПРК "Дмитрий Донской", еще два -"Архангельск" и "Северсталь" - переведены в режим консервации. В 1983 году ВМФ передана опытная глубоководная титановая АПЛ проекта 685 с глубиной погружения до 1000 метров - самая глубоководная боевая АПЛ в истории подводного кораблестроения.

После распада СССР "Севмаш" сохранил прежние и сумел нарастить новые компетенции, в том числе в надводном судостроении и судоремонте. Сегодня это единственное в России и на постсоветском пространстве предприятие, осуществляющее весь цикл строительства и испытаний подводных лодок с атомными энергетическими установками.

За 75 лет своей истории "Севмаш" передал Военно-морскому флоту страны 131 атомную, 36 дизель-электрических подводных лодок и 45 надводных кораблей.