Таким образом, число одновременно строящихся здесь атомных подводных лодок достигло, по сведениям из открытых источников, семи единиц.
Вслед за тремя уже переданными ВМФ ракетоносцами серии 955 "Борей" строятся еще три - по усовершенствованному проекту "Борей-А". Рядом - три многоцелевых АПЛ типа "Ясень" и атомная субмарина специального назначения "Хабаровск".
Прибывший на официальную церемонию закладки шестого "Борея" вице-премьер Дмитрий Рогозин выразил надежду, что и в будущем году работа в цехах "Севмаша" будет такой же ритмичной и результативной.
В эти минуты наиболее отличившимся корабелам и ветеранам предприятия вручают государственные награды , а со всех концов России в адрес "Севмаша" идут поздравления - от смежников, поставщиков, контрагентов, проектных организаций.
Пользуясь случаем, мы еще накануне задали генеральному директору ЦКБ МТ "Рубин" и генеральному конструктору ракетных подводных крейсеров стратегического назначения Игорю Вильниту вопрос не совсем юбилейный:
"Севмаш" отмечает первые семьдесят пять, а "Рубину" уже перевалило за сто. Одно время высказывались предложения соединить КБ и верфь под общим руководством. И ваш предшественник в "Рубине" - Андрей Дьячков - был в свое время назначен таким единым руководителем. Но идея не прижилась? Почему?
Игорь Вильнит: Андрей Аркадьевич некоторое время совмещал должности генерального директора "Рубина" и "Севмаша", но конструкторское бюро и верфь не были объединены в единую структуру.
Насколько нам известно, в профильных ведомствах действительно обсуждалась возможность слияния КБ и верфи, но было принято решение, что подобная "архитектура" вряд ли эффективна и целесообразна.
Тем более, что "Рубин" и "Севмаш" входят в Объединенную судостроительную корпорацию, которая и выполняет функцию высшего звена управления предприятиями, входящими в ее состав.
Конструкторское бюро должно работать со всеми заводами-строителями, а также с широкой кооперацией разработчиков и поставщиков комплектующего оборудования.
Полагаю, что в случае объединения КБ с какой-либо верфью могут быть существенно деформированы условия для обеспечения антимонопольного подхода к принятию решений - как по организационным, техническим, так и в итоге экономическим вопросам создания кораблей.
Первая АПЛ заложена на оборонной верфи в Северодвинске 24 сентября 1955 года и вошла в историю под номером К-3 "Ленинский комсомол". Здесь же в 1967 году построен первый в СССР атомный подводный крейсер стратегического назначения с 16 баллистическими ракетами. А спустя два года - первая в мире АПЛ с корпусом из титановых сплавов. На испытаниях она развила максимальную для подводных кораблей скорость подводного хода в 44,7 узла.
Со стапелей "Севмаша" сошли и самые большие в мире подводные ракетоносцы (проект 941 "Тайфун"), занесенные в Книгу рекордов Гиннесса. Всего было построено шесть кораблей этого типа, в строю остался один - ТАПРК "Дмитрий Донской", еще два -"Архангельск" и "Северсталь" - переведены в режим консервации. В 1983 году ВМФ передана опытная глубоководная титановая АПЛ проекта 685 с глубиной погружения до 1000 метров - самая глубоководная боевая АПЛ в истории подводного кораблестроения.
После распада СССР "Севмаш" сохранил прежние и сумел нарастить новые компетенции, в том числе в надводном судостроении и судоремонте. Сегодня это единственное в России и на постсоветском пространстве предприятие, осуществляющее весь цикл строительства и испытаний подводных лодок с атомными энергетическими установками.
За 75 лет своей истории "Севмаш" передал Военно-морскому флоту страны 131 атомную, 36 дизель-электрических подводных лодок и 45 надводных кораблей.