"Выйду на улицу, понаблюдаю за природой, сначала все душой переживу, а потом весь уйду в мир, который нужно изображать..." - так говорил основатель палехского искусства Иван Голиков. В декабре 1924 года он организовал бывших иконописцев в Артель древней живописи, и эта дата стала точкой отсчета истории Нового Палеха, началом палехской лаковой миниатюры - искусства, взявшего за основу вековые приемы здешней иконописи.
На выставке - самый разный Палех, собранный по музеям и частным коллекциям. Пройдясь по выставке, забудешь, что все это до сих пор именуется "народным промыслом". Из первых работ голиковской артели тут шкатулка со знаменитым, вспахавшим первую ниву лаковой миниатюры красным пахарем с красным конем. Далее - удивительная подборка из коллекции Александра Добровинского, так называемые "агитлаки", советская сатира и боевая реальность, челюскинцы на вазе и пластина с "Садко, приветствующим успехи коллективизации". На "церковной стене" выставки - походный иконостас XIX века из собрания ивановского музея (иконы тончайшего, специфически палехского письма!). "Поэзия труда" Анатолия Пескова - это пышущая красками работа 1977 года, самого тучного времени Палеха, когда искусство пытались сделать модой на экспорт. В любых сюжетах палешанам удавалось совместить современную им реальность со сказочной условностью.
В России не создашь нового, не "пережив душой" то, что хочешь изобразить на бумаге, холсте или на чернолаковом боку шкатулки.