29.12.2014 19:52
    Поделиться

    Казна Владимирской области недосчиталась 400 миллионов рублей

    Глав муниципалитетов и предпринимателей Владимирской области заподозрили в бюджетном вредительстве
    Во Владимирской области бюджетные сборы от налога на землю в уходящем году сократились на 20 процентов, что привело к потере почти 400 миллионов рублей. В обладминистрации считают, что это прямой результат снижения кадастровой стоимости региональных земель за 2013-2014 годы на 30 миллиардов рублей.

    Эти цифры вице-губернатор, директор департамента имущественных и земельных отношений Елена Мазанько назвала катастрофическими. Одна из причин падения кроется, по ее мнению, в позиции муниципальных руководителей. Именно с их молчаливого согласия предприниматели недоплачивают за землю.

    Заявления о пересмотре кадастровой цены участка рассматривает комиссия при Росреестре. По закону, она должна ставить в известность об этом руководителей муниципалитетов. Но те, будучи в курсе дела, смотрят на происходящее сквозь пальцы. Одни не участвуют в процессе, другие письменно соглашаются. В то же время муниципальные бюджеты во многом зависят от собираемости земельного налога, а их сохранение - важнейшая обязанность глав.

    - Получается несоответствие: как вы можете быть согласны с пересмотром цены, если сами подписывали кадастровую стоимость год или два назад? - едва сдерживает возмущение Елена Мазанько. - Уже и бюджет сверстан по прежней кадастровой стоимости. Как вы можете сегодня пересматривать его в сторону уменьшения?

    Особо отличились в этом плане руководители Владимира и Мурома. Так, в областном центре земля подешевела в совокупности на 10 миллиардов рублей, что "обескровило" бюджет на 220 миллионов, в Муроме - на 7 миллиардов.

    В целях борьбы с этим явлением в регионе принято решение наказывать рублем тех, кто не видит прямой зависимости между снижением кадастровой стоимости земли и сокращением денежных поступлений в казну. Правило понятно: кто неэффективно управляет землей, тот меньше получит из областного бюджета.

    К слову, потери его доходной части происходят из-за недобросовестных оценщиков, которые при попустительстве местных властей буквально распоясались. Одного такого нечистого на руку специалиста, по словам вице-губернатора, удалось вывести на чистую воду. Половина всех пересмотренных дел по снижению кадастровой стоимости земли была представлена в 2013 году именно им. Материалы уже переданы в прокуратуру.

    За одной стеной дома кадастровая стоимость одна, за другой - втрое меньше

    Часть вины, считает Елена Мазанько, лежит на членах комиссии при Росреестре, оценивающих кадастровую стоимость спорных объектов. Члены саморегулируемых организаций выбирают удобный их заказчику способ оценки земли, а их коллеги, входящие в принимающую решение комиссию, безропотно подписывают документы. На такие решения влияют и личные бизнес-интересы в области, и корпоративная солидарность. Если один член СРО сидит в комиссии Росреестра, а другой является оценщиком, вряд ли от первого стоит ожидать отрицательной оценки.

    Выходом из этой коллизии может стать пересмотр Федерального закона 135-ФЗ "О защите конкуренции". С таким предложением областные власти обратились в Министерство экономического развития РФ. Кроме того, со следующего года численность комиссии увеличится с четырех до семи человек. И в нее будут входить оценщики, не проживающие во Владимирской области и не имеющие здесь бизнеса.

    Несогласие региональных властей вызвало и то, что в списке предпринимателей-льготников оказались несколько крупных торговых сетей. Воспользовавшись правом пересмотра кадастровой стоимости земли, их руководители смогли добиться ее снижения в 3-10 раз!

    Иллюстрируя позицию бизнеса, Елена Мазанько привела пример "Торговых рядов" в центре Владимира, одна часть которых - памятник архитектуры - принадлежит области, другая - в собственности физлица.

    - В позапрошлом году частник подал документы в Росреестр на снижение кадастровой стоимости почти в три раза. А почему мы не подаем? Потому что была реально оценена кадастровая стоимость: она соответствует той, которую мы и подписали. То есть за одной стенкой кадастровая стоимость одна, за другой - втрое меньше.

    Эти жесткие заявления не оставили равнодушными самих предпринимателей. В публичный спор с чиновницей вступил президент "Некоммерческого партнерства малого и среднего бизнеса Владимирской области" Сергей Казаков. Он напомнил, в каких условиях происходила переоценка земли в 2008 году.

    - Предприниматели возмущались, что их участки подорожали в десятки раз, - рассказал он. - И, соответственно, арендная плата при исчислении земельного налога увеличилась. Мы забили тревогу, нас активно поддержало владимирское отделение "Опоры России". Переговоры ни к чему не привели, потому что оценка уже была проведена, и назад никто не хотел отступать. Тогда была проведена межрегиональная конференция, во Владимир приезжали представители министерств и ведомств, от которых зависело, как будет проводиться кадастровая оценка в стране. Результатом нашей работы с правительством стало принятие в закон поправки, гласившей, что "кадастровая оценка земли не может быть выше рыночной". И как раз это помогло многим предпринимателям снизить кадастровую оценку земли.

    Процесс переоценки земли Сергей Казаков назвал серьезной победой предпринимательского сообщества в отстаивании своих прав.

    - Большинство решений прошло через суд, поскольку комиссия, в которую входят представители обладминистрации, как правило, не давала разрешения снизить кадастровую оценку, - утверждает он.
    Также Сергей Казаков напомнил областным чиновникам, что любые налоги оплачивает потребитель, а значит, нагрузку на бизнес в итоге разделят все жители региона. Таким образом, владимирцы не доплатили через процедуру покупки товаров и услуг 400 миллионов рублей. Эти деньги должны были уйти в бюджет, но остались в карманах жителей, что, впрочем, тоже неплохо.

    - Я с пониманием отношусь к заботе чиновников о муниципальных бюджетах, - подчеркнул Серей Казаков. - Но должна быть золотая середина. Все-таки очень важно, чтобы малый и средний бизнес в регионе развивались.

    Поделиться