- Инновационная инфраструктура Уральского федерального университета с самого начала была заинтересована в появлении проектов, которые можно коммерциализовать. Тем не менее, когда пять лет назад стартовал "Инновационный дайвинг", первая его задача была определена как развитие компетенций, вторая - популяризация инновационной деятельности, в первую очередь среди студентов, - рассказывает директор Центра образовательных технологий и кадрового обеспечения инновационной деятельности УрФУ Елена Беспамятных. - Но уже буквально через год, понимая, что у нас есть определенный ресурс, перед нами поставили новую задачу - готовить проекты для оценки их технологической и рыночной привлекательности. То есть это уже не просто образовательная программа, но и технология, нацеленная на конкретный результат.
"Дайвинг", если уж придерживаться этого образа, - это быстрое и глубокое погружение молодых инноваторов (в основном его участники - студенты и аспиранты) в бизнес. Причем обучение плаванию идет не по принципу "бросим в воду - сам научится". Здесь ныряют с аквалангом и ластами и в сопровождении квалифицированных и внимательных инструкторов. Сначала будущие участники в ходе массовых мероприятий (инновационных фестивалей, ярмарок идей и т.п.) проходят отбор. Те, кто не просто хочет заниматься бизнесом, но и имеет к этому склонность, попадают в образовательную программу - это базовый 72-часовой курс, где даются основные знания.
- А дальше мы соединяем два потока - носителей идей и студентов технических, экономических, гуманитарных специальностей, которые хотят себя попробовать в различных ролях: руководителя проекта, экономиста, маркетолога, - поясняет Елена Беспамятных. - Завершает полугодовой цикл четырехдневный тренинг, во время которого сформированные команды до конца "упаковывают" свои проекты: отвечают на вопрос, в чем заключается их бизнес и какие варианты получения прибыли возможны. В конце четвертого дня приезжает комиссия, состоящая из экспертов различных институтов развития, потенциальных инвесторов, представителей акселераторов, Центра трансфера технологий и предпринимательства УрФУ и руководства Инновационной инфраструктуры. По итогам экспертизы наиболее интересные проекты получают приглашение в Инновационную инфраструктуру УрФУ и возможность претендовать на грант в 300 тысяч рублей.
- "Инновационный дайвинг" полностью перевернул мою жизнь: до этого я был обыкновенным студентом. Ты на четыре дня погружаешься в совершенно новый мир, который выводит тебя из зоны комфорта, заставляет задумываться о том, чего ты хочешь в этой жизни, что планируешь делать в ближайшие 2-5-10 лет, и позволяет понять, есть в тебе зачатки предпринимателя или нет, - говорит выпускник программы Данил Екимов. - "Инновационный дайвинг" - это очень быстрый и эффективный курс становления предпринимателя. На первом "дайвинге" я понял, что хочу создать свое дело. На втором, когда учился на четвертом курсе, я уже был со своей командой. А сейчас в моей компании работают шесть человек, у нас оборот 2,5 миллиона рублей в месяц, и мы растем.
Таким образом, от чисто образовательной задачи - формирования у студентов базовых компетенций, необходимых для коммерциализации идей, университет перешел в практическую плоскость: ежегодно на экспертизу выставляется свыше 20 проектов, несколько реализуются: либо попадают в систему коммерциализации УрФУ, либо получают поддержку других фондов и венчурных инвесторов. Фактически это некий сервис для носителей идей, позволяющий воплотить их в жизнь. Не скажу, что истории успеха уже считают сотнями, однако их немало, причем ребята, прошедшие "погружение", с успехом выигрывают самые разные конкурсы и получают корпоративные и федеральные гранты.
- Когда мы начинали свой проект, ничего не знали про стартапы. Фактически на "Инновационном дайвинге" мы стали командой, там были наши первые опыты презентации проекта, его первая серьезная экспертиза. "Дайвинг" стал стартовой площадкой, потом был следующий шаг - акселератор Фонда развития интернет-инициатив в Москве, где нас научили делать бизнес. Но без первого шага мы бы не смогли ступить дальше и получить инвестиции, - говорит Михаил Авдеев, компания которого создала мобильное приложение для мониторинга общественного транспорта. - Сейчас мы обслуживаем 28 городов России, включая Москву и Санкт-Петербург, внедряем новые продукты, разрабатываем новые направления нашего бизнеса. По всей стране у нас около 150 тысяч пользователей ежемесячно.
Важно, что программой заинтересовался и серьезный бизнес. Во-первых, HR-менеджеры крупных компаний получили возможность присмотреться к участникам "дайвинга" с дальним прицелом - заполучить креативных и подкованных сотрудников. Во-вторых, зачастую у компаний не хватает собственных ресурсов на доводку инновационных проектов. К примеру, как рассказала Елена Беспамятных, проектная компания РОСНАНО "Уралпластик-Н", один из партнеров УрФУ, предложила силами студенческой команды просчитать экономику и провести опытные испытания одной перспективной идеи. У автора, инженера компании, для этого просто не было ни времени, ни соответствующего оборудования.
- Мы поняли, что есть интерес, и теперь мы хотим для наших партнеров-предприятий, а их немало, создать такой сервис: завод формулирует инновационную задачу и она передается команде, которая состоит из специалистов в области не только техники, но и маркетинга, экономики, менеджмента. Ребята работают над этой задачей, при этом у них нет проблем с курсовыми работами, а на выходе - решенная задача и сформированные компетенции, то есть два продукта: проект и команда, которая в дальнейшем может войти в команду предприятия, - излагает суть Елена Беспамятных.
В таком варианте в работе находится не абстрактная идея с непонятными перспективами, а очень конкретный, однозначно востребованный заказ. Впрочем, есть компании, которых в "Инновационном дайвинге" привлекают как раз неожиданные идеи: необузданная фантазия студентов и их "незамыленный" взгляд позволяют по-новому взглянуть на свой бизнес, увидеть иные перспективы его развития.
- Для корпорации важны интересные, новые идеи, которые впоследствии помогут пополнить нашу продуктовую линейку. Исходя из сферы деятельности ОМЗ, прежде всего это индустриальные инновационные проекты. Как показывает практика, средний уровень развития таких проектов не так высок, как, например, у IT. Программа "Инновационный дайвинг" - один из эффективных путей решения этой проблемы, - говорит директор по развитию инновационных проектов ОМЗ Дмитрий Степкин. - Очень важно, что такие инициативы появляются, подобных примеров в России не много. Мы пока не предлагаем студентам каких-либо тем, напротив, нам интересно рассмотреть новые возможности, открыть новые рыночные ниши, которые нами еще не так хорошо исследованы. Мы готовы сотрудничать с УрФУ, в том числе используя для этого свой корпоративный бизнес-инкубатор. Те проекты, которые на стартовой стадии нам потенциально интересны, мы поддерживаем. По мнению сотрудников федерального университета, в перспективе корпорациям может быть интересна и сама технология работы проектных команд, которая обкатывается в ходе "погружения". Она универсальна и может использоваться не только в "детских играх", но и для вполне взрослого мозгового штурма, и уже доказала свою жизнеспособность.
А в виде образовательной программы эта ориентированная на практику стратегия должна стать неотъемлемой частью высшего образования. Ведь ребята, один раз "нырнувшие" в бизнес, как настоящие дайверы, навсегда заболевают страстью к этому миру: они обретают не только алгоритмы решения предпринимательских задач, но и особый стиль мышления, позволяющий им добиваться успеха, даже если с первого раза не все пошло гладко.