30.12.2014 00:41
    Поделиться

    Саморегулирование очистит рынок БАДов от подделок

    В России постепенно растет потребление биологически активных добавок к пище, хотя оно еще и не достигло уровня развитых стран. Если в Японии их употребляет до 90% населения, а в Европе - около 65%, то в нашей стране постоянно или эпизодически БАДы применяют не более 15% населения.

    - Рынок БАДов и в этом году развивается динамичнее рынка лекарств, - говорит генеральный директор DSM Group Сергей Шуляк. - Если в целом фармрынок за 9 месяцев 2014 года вырос на 9%, то рынок добавок за тот же период - на 11%. Я думаю, что та же динамика сохранилась и в четвертом квартале.

    Экономический кризис, конечно, окажет влияние и на этот рынок, но косвенное, рассказали эксперты в ходе прошедшего недавно "круглого стола" "Рынок БАД: переход на саморегулирование". Такую уверенность дает то, что сегодня рынок добавок на 62% обеспечивают отечественные компании, поэтому повышение цен на их продукцию будет постепенным, а спрос на нее не упадет. Но, несмотря на позитивную динамику, у отрасли немало трудностей.

    - У рынка БАДов есть три основные проблемы: недобросовестная реклама, фальсифицированная продукция и недостаточное регулирование, - отмечает член Комитета Госдумы по охране здоровья Александр Прокопьев. - В 2013 году были ужесточены наказания за недобросовестную рекламу, в этом году ее количество значительно снизилось.

    В конце этого года принят закон с рядом поправок в Уголовный и Административный кодексы, которые также повысят ответственность за производство и обращение фальсифицированной и контрафактной фармпродукции, включая и БАДы. Но хорошим форматом является и саморегулирование, которое могло бы взять на себя функции самоконтроля рынка и общения с регуляторами.

    СРО "Объединение производителей БАД к пище" была создана в этом году.

    - Мы ставим перед собой три основные цели: создание экспертной организации отрасли, обеспечение баланса интересов отрасли, государства и потребителей, а также гармонизация регулирования рынка , - говорит исполнительный директор Леонид Марьяновский. - Одним из важных направлений будет борьба с недобросовестным предпринимательством и фальсификатом.

    - Без СРО участников рынка на нем могут возникнуть необоснованные законодательные ограничения, что понизит его экономическую емкость, - полагает председатель ученого совета Института проблем саморегулирования академик Сергей Колесников. - Без такой консолидированной самозащиты отрасль может быть дискредитирована действиями мошенников и безнаказанной травлей со стороны СМИ.

    Трудно сказать, что академик считает травлей со стороны СМИ, но публикации о том, что в продаже есть добавки, содержащие опасные или запрещенные вещества, появляются довольно часто. К тому же многих потребителей настораживает упрощенный порядок регистрации БАДов - без клинических исследований. Это не только позволяет преувеличивать эффекты от их применения в рекламе, но и, снизив дозировку, регистрировать под видом добавок фактически лекарственные препараты. А это тоже небезопасно для тех, кто их принимает. Применяются и обратные уловки - продвижение строго рецептурных лекарств, реклама которых разрешена только в специализированных изданиях и на профессиональных мероприятиях, с помощью рекламы БАДов, названия которых схожи "до степени смешения", как говорится в официальных документах.

    На прошедшем в конце года совместном заседании экспертных советов ФАС по применению законодательства о рекламе и по развитию конкуренции в социальной сфере и здравоохранении обсуждали два подобных примера. Производители известных БАДов дали им названия, очень похожие на названия популярных лекарств для похудания. Эксперты нашли в этом не только нарушение закона о рекламе, но и признаки введения потребителей в заблуждение, поскольку добавки в рекламе наделялись свойствами лекарственных препаратов, которыми обладать не могут. - они являются лишь дополнениями к пище.

    Очистить свои ряды от подобных обманщиков и намерены добросовестные участники рынка. По мнению экспертов, недобросовестные производители и дистрибьюторы остерегутся вступать в СРО. А пока среди всех БАДов на рынке лидирует знаменитый "мужик в трусах", призывающий "делай, как я!", хотя само название этой добавки также лишь двумя буквами отличается от названия эффективного лекарства для тех же целей.

    С 1 января 2015 года рынок БАДов начнет работать по нормативным актам Евразийского экономического союза.

    - Установлены единые требования к маркировке, транспортной и потребительской упаковке, - рассказывает советник отдела департамента технического регулирования Евразийской экономической комиссии Ирина Шпак. - Кроме того, на добавках, как и на всей продукции, разрешенной к распространению на территории ЕАЭС, уже сегодня можно найти специальный знак.

    По мнению директора Евразийского центра интеграционных исследований и коммуникаций Станислава Наумова, в новых условиях могут возникать конфликтные ситуации вокруг БАДов не только на уровне национальных рынков, но и на всей территории союза. Поэтому возможно, что потребуется следующий шаг - создание евразийских объединений добросовестных участников рынка.

    Поделиться