Канцлер Ангела Меркель недавно провозгласила, что экономические затруднения в России вызваны не санкциями, а имеют другие причины. Банковский аналитик Инес Людке пишет: "Политикам абсолютно ясно, что последствия российского валютного кризиса будут тяжелыми также и для немецкой промышленности. Поэтому вполне понятно, что никто не хочет нести ответственность за это".
В последние месяцы экспорт немецкой продукции в Россию значительно уменьшился.
"Некоторые в Германии поначалу хотели представить этот факт как весьма незначительный", - пишет видный аналитик.
Ведь доля российского экспорта составляет лишь 3,3 процента от общего вывоза немецких товаров за рубеж, в то время как экспорт в страны Евросоюза достигает 37 процентов. Эксперты, однако, за трезвой статистикой своевременно распознали драматические последствия, к которым на практике приведут антироссийские санкции. Ведь уменьшение экспорта в Россию на 20 процентов означает для немецких предприятий в абсолютных цифрах около семи миллиардов евро убытков. Эти последствия станут фатальными для многих немецких фирм и их сотрудников. Крупный концерн может в краткосрочной перспективе перенести уменьшение прибыли, в то время как для малых и средних предприятий это означает угрозу существования, предупреждает Инес Людке. Некоторые немецкие предприятия, сделавшие ставку на Россию, подвержены существенной опасности. Однако германские политики и экономисты стараются громко не говорить об этом. Ведь никто не хотел бы, чтобы его имя ассоциировалось с предупреждением о кризисе.
"Поэтому все мужественно молчат", - резюмирует банковский менеджер.
Вместо этого распространяется успокаивающее мнение о том, что тот, кто объявил свое предприятие банкротом после введения антироссийских санкций, просто "неправильно построил бизнес". Однако, по словам экономиста, часто многие недопонимают, что от санкций уже давно страдают предприятия, которые очевидно не так сильно завязаны на Россию. Опасность кроется в растущем разделении труда и специализации. Ведь именно немецкие промышленные фирмы часто специализируются на основных компетенциях в своем поле деятельности и ищут в производственной цепочке партнерские фирмы, которые, в свою очередь, специализируются на следующей ступени производства, или же переносят производство в страны продажи, например, в Россию, и покупают составляющие у них.
Именно в этом кроются огромные риски. Ведь в актуальной статистике в отношении России как экспортеры учитываются лишь предприятия, которые делают последний шаг - вывозят готовую продукцию из Германии. Если экспорт в Россию прекратится, некоторые, в особенности, крупные предприятия смогут это пережить. Однако в цепочке поставок участвуют тысячи мелких и средних предприятий, которые могут потерять почву под ногами, отмечает банковский экономист. К сожалению, они не учитываются экспортной статистикой, а считаются "внутренними поставщиками". Чем чаще из-за антироссийских санкций заказы будут отменяться в краткосрочной перспективе, тем сильнее это коснется предприятий в цепочке поставщиков, в особенности, если они должны будут осуществлять предоплату.
Однако даже сильному экспортному предприятию, которое легче сможет перенести санкции, не все равно, если небольшой поставщик разорится. Если вдруг перестанут поставляться важные детали хорошо отлаженной цепочки, это будет означать конец и для всей продукции. Поэтому, резюмирует экономист, последствия антироссийских санкций могут вызвать эффект домино, который будет намного более опасным для всей германской промышленности, чем это показывают простые статистические расчеты. Не стоит забывать также и громадные суммы, вложенные немецкими фирмами в российские предприятия или в совместные фирмы для создания рабочих мест на местах.
Многие фирмы в Германии обеспокоены тем, как они снова смогут превратить в ликвидность свой вложенный в России капитал. Кроме того, экономические санкции повлияют на торговых партнеров России. Зависимость немецкого экспорта в области Центральной и Восточной Европы составляет 17 процентов. Если Россия как важный торговый партнер этих стран в регионе столкнется с экономическими трудностями, это может привести к опосредованным эффектам, которые сильно скажутся на Германии. По мнению аналитика, недальновидные политические решения и геополитические тяжбы лягут тяжелым грузом на плечи немецких МСП.
"В экономической войне против России не умирают солдаты, однако падают курсы, и вскоре мы будем хоронить первые предприятия. Будет ли кто-то благодарен им за такие жертвы?" - предостерегает банковский менеджер и экономист Инес Людке в Süddeutsche Zeitung.