Крупные инвестиционные проекты помогут вывести экономику из стагнации

Дефицит внешнего финансирования, колебания курса национальной валюты, сокращение выручки от экспорта энергоносителей ухудшило финансовое состояние нефтегазовых компаний и снизило их заинтересованность в масштабных капиталовложениях. Все это поставило под угрозу сроки реализации, а то и вовсе претворение в жизнь крупных инфраструктурных проектов в сфере ТЭК.

Другой немаловажный участник энергетических строек - металлургический комплекс - также столкнулся с немалыми сложностями. Это закредитованность предприятий, резкое снижение цен на мировом рынке железорудного сырья в то время, как падение рубля как раз делает экспортные поставки наиболее выгодными, и т.д. Растут риски входа в инфраструктурный проект; сейчас, когда финансовый рынок практически взорван, предоставление банковских гарантий (непременное условие для участия в тендере) напрямую приведет к удорожанию стоимости самого проекта. Стали обычным делом споры между энергетиками и металлургами по вопросу цены поставок трубной продукции.

Тем не менее, как заявил начальник управления по стратегическим исследованиям в энергетике Аналитического центра при правительстве РФ Александр Курдин, для выхода экономики из стагнации как раз необходимо вкладывать деньги именно в энергетическую инфраструктуру, что принесет долгосрочный эффект и послужит стимулом для роста. Государству же в этих условиях предстоит эффективно регулировать "товарно-денежные" отношения между участниками "строек века".

В принципе, пока все заявленные к строительству или уже начатые инфраструктурные проекты в сфере ТЭК продолжаются. Исключение составила только европейская часть "Южного потока", свернутая, как известно, по политическим причинам. Но до того, как стало известно о заморозке проекта, российскими и зарубежными трубными предприятиями были заключены контракты с "Газпромом" на поставку труб на 1,8 млрд евро. Как сообщили "РГБ" в Объединенной металлургической компании, ОМК выиграла тендеры на поставку 600 км труб для подводной части "Южного потока". Получив официальное письмо о приостановке поставок труб для проекта, металлурги прекратили производство и отгрузку продукции. Пока в компании ждут дальнейшей информации от заказчика и проводят оценку влияния заморозки проекта на производство и финансовые итоги года и последующих периодов. Также в ОМК считают, что при реализации крупных инфраструктурных проектов капвложения бизнеса должны осуществляться на четкой и гарантированной государством основе в виде эффективной системы защиты интересов инвесторов.

Как заявил председатель координационного совета Ассоциации производителей труб Иван Шабалов, все затраты предприятий, понесенные из-за уже начавшихся работ по контрактам, трубникам будут компенсированы, так как гарантом в этом проекте в лице "Газпрома" выступило государство. Кроме того, работы по российской части проекта - "Южному коридору" - будут продолжены. Так, в 2015 году контракт на поставку 550 тыс. тонн труб для строительства трубопровода до компрессорной станции "Русская" в Анапском районе Кубани остается в силе. А через несколько месяцев, как будет готово ТЭО турецкой нитки этого трубопровода, перед трубниками замаячат новые выгодные контракты.

Сейчас в ТЭК в той или иной степени реализуется 7 инфраструктурных проектов в газовой и 6 в нефтяной сфере. Самый громкий из газовых - "Сила Сибири" мощностью 61 млрд куб. м в год и ориентировочной стоимостью (с учетом обустройства месторождений) в 70 млрд долл. Объем поставок труб сюда оценивается в 2,5 млн тонн, только в следующем году трубники отгрузят в адрес "Силы" 700 тыс. тонн продукции. Финансирование проекта ведется за счет собственных средств "Газпрома" плюс предоплата китайской стороны - 25 млрд долл. Не менее интересен проект газопровода "Алтай" мощностью 30 млрд кубов, который должен вступить в строй до 2020 года. Китайские соинвесторы уже изъявили желание взять часть затрат - 14 млрд долл. в ценах 2010 года - на себя. Его строительство потребует 1,7 млн тонн труб большого диаметра (ТБД).

Из проектов в нефтяной сфере прежде всего выделяется расширение ВСТО-1 на 50 млн тонн - до 80 млн тонн соответственно, и ВСТО-2 на 20 млн тонн до 50 млн. Срок реализации - 2020 год. Уже к 2016-му должно быть закончено строительство третьей очереди магистрального нефтепровода Заполярье - Пурпе - Самотлор, общая мощность артерии составит 45 млн тонн в год. Он необходим для транспортировки сырья из районов ЯНАО и севера Красноярского края, в том числе с Ванкорского месторождения, на российские НПЗ и на экспорт. А расширение артерии КТК (Каспийский трубопроводный консорциум) в 2015-2016 гг. на 40-50 млн тонн в год с нынешних 28,2 млн тонн позволит значительно увеличить поставки каспийской нефти на экспорт.

В 2014 году российские трубники только для нужд "Газпрома" поставили 1,2 млн тонн продукции. В ближайшие три года отгрузки планируется увеличить до 1,7 млн тонн. Сейчас 99% труб большого диаметра, использующихся для строительства магистральных газо- и нефтепроводов в нашей стране - отечественные. В сегменте ТБД вопрос импортозамещения практически решен. А 15 лет назад до 70% труб для нефтяных и газовых артерий поставлялись из-за рубежа. Но в начале 2000-х годов российские трубные компании совместно с "Газпромом" сформулировали конкретные задачи обеспечения нашей страны собственными трубами и широким листом для их изготовления и разработали долгосрочную программу развития отрасли с целью полного импортозамещения.