- Что закон изменит для бизнеса?
- Главным экономическим ядром законопроекта является введение ответственности производителей, импортеров по утилизации товаров или продукции. При этом те производители, которые не захотят самостоятельно утилизировать или привлекать операторов к утилизации отходов, обязаны будут уплатить экологический сбор. Экологический сбор распределяется посредством госпрограмм в виде субсидий субъектам РФ. Эти деньги пойдут на финансирование затрат операторов по утилизации отходов тех производителей, импортеров, которые отказались самостоятельно заниматься своим мусором.
Функции по организации всех работ по управлению отходами возьмут на себя единые региональные операторы, выбираемые субъектами РФ по конкурсу.
- Есть мнение, что госрегулирование всего цикла обращения с отходами позволит минимизировать затраты потребителей. Или этим должны заниматься СРО?
- Этот вопрос не раз обсуждался в правительстве РФ. Первоначально очень многие участники высказывались за этот вариант, наша позиция изначально была сохранить лицензирование. В общем, сейчас в тексте законопроекта остается именно этот инструмент. На все виды обращения с отходами производства и потребления (транспортировка, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение) должна быть получена соответствующая лицензия.
- Проблема обращения с отходами лежит сразу в двух плоскостях - экономической и экологической. Можно ли найти между ними баланс только с помощью законодательного регулирования?
- В действующем законодательстве меры по обеспечению экологической безопасности существенно превалируют над мерами экономического стимулирования и мерами по управлению потоками различных групп отходов. Законопроект должен выровнять этот дисбаланс, он вводит дополнительные меры экономического стимулирования, управления потоками однородных групп отходов для соблюдения экологической безопасности при обращении с ними.
- В России ежегодно образуется около 40 млн тонн ТБО. И только 4 - 5% из них попадают во вторичную переработку. Почему до сих пор в России строятся только мусоросжигательные заводы?
- На самом деле в России ежегодно образуется порядка 70 млн тонн твердых коммунальных отходов и только 10% направляется на утилизацию и обезвреживание. Причем 90% из них подвергается захоронению, как правило, на объектах, не соответствующих экологическим требованиям законодательства, или, проще говоря, на свалках.
Законопроектом как раз решается задача по созданию и развитию инфраструктуры по обращению с твердыми коммунальными отходами. Государство отказывается от захоронения отходов и заинтересовано в первую очередь в вовлечении отходов во вторичную переработку. Это целесообразно с точки зрения экономики и экологии.
- Как вы оцениваете принятые в большинстве регионов собственные программы по обращению с отходами, рассчитанные в основном до 2020 года?
- К сожалению, законодательством РФ не было установлено общих требований к принимаемым субъектами РФ региональным программам в области обращения с отходами, в том числе с ТБО. Законопроект исправляет этот пробел, в нем предусмотрено введение таких требований. Таким образом после принятия и вступления в силу законопроекта все регионы будут обязаны утвердить в соответствии с этими требованиями новые региональные программы или переутвердить уже принятые в соответствии с новым форматом.
- Как будет рассчитываться ставка экологического взноса? Будет ли она фиксированная или планируется учитывать отраслевой принцип происхождения мусора (шины, батарейки, электроника)? Будет ли этот взнос дифференцироваться с учетом затрат на утилизацию?
- В соответствии с законопроектом "ставка экологического сбора формируется на основе осредненных суммарных затрат на сбор, транспортирование, обработку и утилизацию единичного изделия или единицы массы изделия, утратившего свои потребительские свойства". В ставку могут включаться удельные затраты на создание объектов инфраструктуры, предназначенных для этих целей. Ставки экологического сбора по каждой группе товаров, подлежащих утилизации, устанавливаются правительством.
Экологический сбор рассчитывается по каждой группе утилизируемых товаров по следующей методике: умножается ставка экологического сбора на массу или количество единиц готового товара, выпущенных в обращение на территории РФ. Или на массу упаковки, использованной для производства такого товара, и на норматив утилизации отходов продукции, выраженный в относительных единицах.