По словам экспертов, в результате этих изменений с 1 января 2015 года налоговая служба начнет осуществлять 100-процентный контроль всех операций, облагаемых НДС. В перспективе инспекторы смогут отследить все операции, где фигурировал НДС, и выявить недобросовестных налогоплательщиков.
Новая форма расширенной декларации по НДС утверждена приказом ФНС России от 29.10.14 N ММВ-7-3/558@. Изменений по сравнению со старой декларацией очень много. "Вводятся новые коды форм реорганизации и ликвидации организации, места представления декларации в налоговый орган. В новой норме Налогового кодекса закрепляется перечень документов, сведения из которых должны отражаться в декларации, чего не было до этого момента никогда. Декларация будет содержать разделы, в которых отражаются сведения из книг покупок, книг продаж, журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур. За исключением экспедиторов, посредников плательщики НДС освобождены от обязанности ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур", - сообщил Владимир Минеев, управляющий партнер МГКА "Минеев и партнеры".
Формальные изменения в декларации имеют большую смысловую нагрузку. "В новой декларации по НДС существенно больше разделов, которые будут содержать информацию по каждому контрагенту и по каждому счету-фактуре из книги покупок и продаж, а у налогоплательщиков-посредников - из журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур. Данные, отраженные в новых разделах декларации, позволят налоговикам оперативно и в полном объеме проверять реальность контрагентов компании и легитимность их сделок. По данным ИФНС, новое программное обеспечение сможет делать фантастические вещи - построчно сопоставлять декларацию налогоплательщика с декларацией контрагента независимо от его территориальной расположенности, т.е. будет создана общая система контроля на всей территории РФ", - рассказала Евгения Яковлева, руководитель отдела бухгалтерского сопровождения и налогового консультирования юридической компании "Приоритет".
С 2015 года подача декларации в ненадлежащем формате (т.е. не по телекоммуникационным каналам связи) будет приравнена к непредставлению отчетности. "В этом случае налогоплательщику грозят штрафные санкции по ст. 119 НК РФ - 5% от суммы налога, подлежащей уплате на основании декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% этой суммы и не менее 1000 руб. Кроме этого, если срок подачи декларации пропущен более чем на 10 дней, то ИФНС вправе приостановить операции на расчетных счетах компании в банках", - напоминает Евгения Яковлева. Также законодатели внесли поправки в сроки предоставления отчетности и уплаты налога. Теперь срок предоставления декларации и срок уплаты перенесены с 20-го на 25-е число месяца, следующего за отчетным периодом.
Изменения в декларации направлены на борьбу с незаконными схемами налоговой оптимизации. "В старой декларации по НДС было семь разделов, в новой декларации появилось несколько дополнительных разделов. Например, восьмой и девятый предназначены для сведений из книг покупок и продаж об операциях, отражаемых за истекший налоговый период, и данных из дополнительных листов книг покупок и продаж. Компании-посредники должны будут включать в разделы 10 и 11 сведения из журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур. Раздел 12 предназначен для сведений из счетов-фактур выставленных лицами, не являющимися налогоплательщиками, освобожденными от налога", - объяснила Кира Гин-Барисявичене, управляющий партнер Группы юридических и аудиторских компаний "СБП". По ее мнению, эти изменения были сделаны с целью борьбы с оптимизацией НДС. Ранее налоговики видели в декларации только итоговую сумму вычетов по НДС, на которую налогоплательщики уменьшали НДС к уплате в бюджет.
"Как известно, сумма вычетов по НДС формируется из НДС, уплаченного поставщикам товаров, работ, услуг. Одним из распространенных способов оптимизации НДС до настоящего времени был способ приобретения товаров (работ, услуг) у сомнительных контрагентов. При этом суммы НДС, уплаченные в адрес таких контрагентов, налогоплательщики включали в вычеты в декларации по НДС, тем самым уменьшая сумму НДС к уплате в бюджет. Однако вся суть схемы строится на том, что контрагент, либо контрагенты 2-3-4 звена в итоге не платят НДС в бюджет", - рассказала Кира Гин-Барисявичене. Теперь налоговики будут видеть, какие именно сделки и контрагенты скрываются за итоговой цифрой по НДС, получив данные из книг покупок и продаж, они смогут проверить всех контрагентов налогоплательщика.
"По сути, с 1 января 2015 года ФНС России начинает осуществлять 100-процентный контроль всех операций, облагаемых НДС. Для обработки деклараций по НДС, сданных в электронном виде, ФНС будет использовать абсолютно новый инструмент: технологическую базу системы Big Data АСК НДС-2, аналогов которой в мире не существует. Со следующего года в поле зрения налоговиков в первую очередь будут попадать те, кто превышает критерий 89% вычетов по НДС. Такие компании будут попадать для изучения в отдел преданализа, которому дополнительные сведения из деклараций по НДС существенно облегчат работу, так как налоговики смогут посмотреть контрагентов, изучить их декларации, чтобы понять, "сливает" ли конкретный налогоплательщик куда-то деньги или нет. В дальнейшем из таких "изученных" компаний налоговики будут формировать списки кандидатов на выездную налоговую проверку", - сообщила Кира Гин-Барисявичене.
По ее словам, поначалу никто из налоговиков не ожидает от этой системы полной автоматизации процесса и возможности проследить нажатием одной кнопки все операции, где фигурировал НДС вплоть до "10-го колена". Однако этот результат будет достигнут - просто потребуется время и пополнение базы электронных деклараций.
Кроме этого, с 1 января 2015 года налоговые инспекторы при проведении камеральных проверок вправе запросить счета-фактуры и первичку, если найдут противоречия между сведениями в декларации по НДС компании и ее контрагентов; провести осмотр помещений, если в декларации по НДС заявлен налог к возмещению, либо будут противоречия с данными отчетности контрагента.
По оценкам эксперта, главная цель этих нововведений - увеличить объем доначислений НДС в бюджет по всем сделкам с сомнительными контрагентами, а также пеней и штрафов. "Я бы порекомендовала предпринимателям перестать применять незаконные методы оптимизации НДС. В совокупности с тем, что с октября 2014 года следователи могут самостоятельно возбуждать налоговые уголовные дела, такой способ оптимизации становится крайне опасным", - предупреждает Кира Гин-Барисявичене.
Повышение эффективности контроля позволит повысить поступления в бюджет. "Новые требования к декларированию НДС и налога на прибыль имеют благие цели, которые ориентированы на главную задачу налоговой системы - обеспечить своевременное поступление налоговых платежей в бюджет. Новые изменения в декларировании упростят администрирование НДС. Кроме этого, мы видим, как налоговые органы совершенствуют способы контроля в работе с недобросовестными налогоплательщиками", - говорит Владимир Минеев.
По его мнению, новые изменения подразумевают поддержку добросовестных организаций, поскольку НДС подлежит возмещению из бюджета, когда входящий НДС превышает исходящий. "У добросовестных налогоплательщиков, исполняющих свои обязательства перед бюджетом, трудности возникают не с полнотой и своевременностью уплаты налогов, а с правильностью их исчисления. Эта правильность начисления в отношении НДС часто ставится под сомнение налоговиками из-за контрагентов компании. Перевод налогоплательщиков на обязательный электронный документооборот с контролирующим органом и расширение перечня предоставляемых сведений в результате должно помочь именно добросовестным компаниям", - считает Владимир Минеев.