В России вырастет стоимость проезда в экспресс-электричках

Цена билета на экспресс-электрички, которые ходят практически без остановок из крупных подмосковных городов в столицу, может увеличиться в следующем году. Так же как и стоимость проезда в "Аэроэкспрессах", курсирующих в ряде регионов между аэропортами и городами-миллионниками.

Сейчас все пригородные компании получают льготу при использовании железнодорожной инфраструктуры, то есть бесплатный проезд по рельсам. Из федерального бюджета для этого на следующий год зарезервировано в бюджете 25 миллиардов рублей. Но большая часть пригородных компаний работает себе в убыток, так как возит пассажиров по тарифам, назначенным региональными властями. Причем субъекты не торопятся платить в полном объеме за перевезенных пассажиров.

Ожидаемые выпадающие доходы от осуществления пригородных пассажирских перевозок в 2014 году составят примерно 15 миллиардов рублей. Есть угроза прекращения пригородных перевозок более чем в 20 субъектах, констатировали в Минтрансе. Также может произойти и значительное сокращение числа самих пригородных электричек там, где они не перестанут ходить.

В региональных бюджетах в уходящем году были предусмотрены субсидии на пригородное сообщение 8,7 миллиарда рублей, но эта сумма не компенсирует всех расходов перевозчиков. С 2015 года потребность в субсидиях из региональных бюджетов превысит 21 миллиард рублей.

Хотя пригородные компании платят налог на имущество в бюджет регионов, и сумма часто превышает те деньги, которые должны ежегодно перечислять субъекты за перевозку пассажиров, но долги продолжают накапливаться. Только четырем пригородным компаниям (Сахалинской, Московско-Тверской, Центральной, Алтайской) в целом удалось обеспечить увеличение транспортного предложения и рост объемов перевозок. Еще семь компаний могут преуспеть финансово. Но часть пассажиров в результате сопряжения параметров "размеры движения" и "выделенные субсидии" так и "осталась на платформе", констатировали в РЖД.

Учитывая сложность ситуации, правительство подготовило изменения в законодательство, предусматривающие предоставление льгот по оплате инфраструктуры только в регулируемом сегменте пригородных железнодорожных перевозок, передает слова замглавы Минтранса Алексея Цыденова "Интерфакс". Что позволит направлять больше денег из федерального бюджета на поддержание пригородных перевозчиков, которые находятся на грани выживания, но выполняют социальную функцию по перевозке пассажиров, считают эксперты.

Минтранс совместно с РЖД, Аппаратом полномочных представителей президента намерен разработать и утвердить принципы формирования стоимости услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава в аренду, услуг по управлению и эксплуатации железнодорожного подвижного состава организациями железнодорожного транспорта, осуществляющими пригородные пассажирские перевозки. Такой подход, по мнению экспертов, позволит разрешить все конфликтные ситуации между перевозчиками и регионами, считают эксперты. Пока субъекты считают выпадающие доходы за перевозку пассажиров по своим "формулам", а у перевозчиков своя бухгалтерия. По ней компании терпят убытки от перевозок. И ряд субъектов просто не намерены подписывать соглашения на перевозку в следующем году. С 12 регионами у железнодорожников нормальные отношения.

Еще 11 оплатили 80 процентов от сумм за услуги по перевозке пассажиров. И остальные деньги намерены перечислить в первом квартале 2015 года. В Чеченской республике отказались от перевозки пассажиров пригородными поездами. Там перешли на автобусное сообщение, уведомив об этом железнодорожников. Есть те субъекты, которые не могут найти деньги, но настаивают на пригородном сообщении. Долги, накопленные этими субъектами в 2011-2014 годах перед пригородными компаниями, могут быть реструктурированы. То есть правительство даст им возможность возвращать деньги за перевозку пассажиров в предыдущие годы в течение десяти лет. Деньги же из федерального бюджета, которые еще не выплачены РЖД за то, что компания пропускала пригородные поезда по своей инфраструктуре, будут выплачены в 2015-2016 годах, пообещал Цыденов.

Однако Вологодская, Белгородская области и Забайкальский край являются злостными неплательщиками. Кроме того, например, Вологодская область вообще не намерена подписывать соглашение на перевозку пассажиров на 2015 год. Самарская область, у которой тоже были проблемы с пригородным перевозчиком, все же в пятницу подписала такое соглашение. Минтранс дал еще один шанс регионам, не подписавшим договоры с пригородными пассажирскими компаниями. У них есть еще день уходящего года для сохранения пригородного движения в 2015 году. Для этого им нужно направить гарантийные письма пригородным компаниям с заверениями о том, что будет финансирование из регионального бюджета в нужном объеме на перевозку пассажиров, отметил глава минтранса Максим Соколов. В противном случае выходить с Новогодних каникул, тем, кто живет в местах, где кроме электрички ничего не ходит, придется пешком.