Какие события 2014 года можно назвать важными для развития ГЧП в России?
Павел Селезнев: В этом году были внесены важные поправки в федеральный закон о концессионных соглашениях, среди которых возможность заключения концессионного соглашения в отношении нескольких объектов, проведение совместных конкурсов несколькими публично-правовыми образованиями, распространение платы концедента на все объекты концессионного соглашения и, конечно же, введение механизма частной инициативы. Также важное нововведение - приоритетное право выкупа объекта. Если объект попадает в программу приватизации, то концессионер получает преимущественное право выкупа по истечении срока концессионного соглашения. Принятие этих поправок существенно расширяет практику применения механизма концессии и, соответственно, мы ожидаем роста количества проектов в коммунальной сфере, а именно в тепло- и водоснабжении, в электроэнергетике, а также в области предоставления медицинских и образовательных услуг. Помимо этого, последнее время наблюдается интерес у региональных администраций и муниципалитетов к реализации проектов в транспортной сфере. Это реконструкция и модернизация региональных аэропортов, строительство путепроводов и дорог объездного характера. Также обсуждаются региональные проекты по введению системы взимания платы с транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, так называемые проекты "12-тонников".
Что еще можно отметить?
Павел Селезнев: В 2014 году Центром развития ГЧП совместно с Минэкономразвития России разработан системный документ - региональный ГЧП-Стандарт - рекомендации по развитию институциональной среды в сфере государственно-частного партнерства в субъектах РФ. Это своего рода инструкция для региональных администраций, позволяющая выработать системный подход к развитию сферы ГЧП для дальнейшего успешного запуска проектов. Стандарт сформирован при участии ведущих экспертов на основе анализа лучших региональных практик и успешного опыта по развитию институциональной среды. Впервые документ был презентован на инвестиционном форуме в Сочи. В мероприятии приняли участие представители более 40 субъектов РФ. После этого мы собрали ряд замечаний и дополнений от регионов и продолжили его доработку. В 2015 году мы надеемся, что минэкономразвития официально утвердит методические рекомендации для субъектов РФ на базе этого стандарта. Но уже сегодня появились первые "ласточки" - регионы, которые начали внедрять ряд положений стандарта. Например, стоит отметить положительный опыт Ленинградской области в части адаптации нормативно-правовой базы субъекта для заключения концессионных соглашений. Руководством субъекта было принято грамотное политическое решение о выстраивании понятного межведомственного взаимодействия государственных органов при заключении и исполнении концессионных соглашений. Коллеги, безусловно, на правильном пути, поскольку автоматически решают несколько задач: выстраивание логичного процесса управления сферой ГЧП на региональном уровне, повышение компетентности сотрудников органов власти и развитие нормативно-правовой базы. Также есть заинтересованные регионы, которые обращаются с просьбами содействия в разработке нормативной базы, необходимой для реализации проектов ГЧП. Надеемся, что в следующем году таких регионов будет гораздо больше.
Связан ли рост такого рода запросов с желанием губернаторов повысить свои KPI?
Павел Селезнев: Да, действительно, в 2014 году вышло Распоряжение правительства РФ, согласно которому теперь уровень развития ГЧП в субъектах будет учитываться как один из показателей оценки эффективности инвестиционной деятельности губернаторов, так называемых KPI. Причем согласно установленным целевым показателям к 2018 году уровень развития ГЧП в среднем по стране должен достигать 70%. Замечу, что согласно рейтингу за 2013 год средний уровень составил 35%. А обеспечить необходимый рост может реализация 2-3 региональных инфраструктурных проектов в год или принятие комплекса мер по развитию институциональной среды в сфере ГЧП. Так что теперь у региональных администраций появился дополнительный стимул для развития общественной инфраструктуры на принципах ГЧП.
А что вы можете сказать про результаты рейтинга за 2014 год? Есть ли уже какие-то предварительные результаты?
Павел Селезнев: Сейчас стадия сбора информации для расчета рейтинга регионов за 2014 год. Он будет официально представлен в марте 2015 года на инфраструктурном конгрессе "Российская неделя ГЧП". Но уже по предварительным результатам смело можно сказать, что наблюдается положительная динамика, и ряд субъектов идут на подъем. Мы предполагаем, что в рейтинге будут качественные изменения, а для нас это показатель того, что все-таки регионы продвинулись в развитии государственно-частного партнерства, в первую очередь с точки зрения развития нормативно-правовой базы.
Можно ли сегодня где-то увидеть все проекты, реализуемые в России на принципах ГЧП?
Павел Селезнев: В 2014 году между Центром развития ГЧП и Минэкономразвития России заключено соглашение об информационном сотрудничестве, которое подразумевает создание Единой информационной системы государственно-частного партнерства. Это будет портал, заходя на который, можно будет ознакомиться со всеми основными вопросами в сфере ГЧП - там будет размещена нормативная база федерального и регионального уровня, также можно будет увидеть выстроенную систему взаимодействия в сфере ГЧП, основную аналитику и новости, в том числе будет представлен уникальный зарубежный опыт. Но, что самое главное, на портале будет размещена база инфраструктурных проектов России с градацией по основным отраслям и по стадиям реализации. Сейчас работа над порталом активно ведется, и к концу февраля 2015 года мы планируем его запустить. Размещен он будет на базе существующего федерального портала "Инфраструктура и государственно-частное партнерство" - pppi.ru.
Если говорить о конкретных отраслях, то какие сферы вы бы выделили как наиболее перспективные?
Павел Селезнев: В 2015 году мы ожидаем рост числа проектов в сфере коммунального хозяйства, а именно в тепло- и водоснабжении. В соответствии с указом президента России к 2016 году все неэффективные государственные и муниципальные унитарные предприятия коммунальной сферы должны быть переданы частным партнерам через концессионные соглашения. В то же время в региональных администрациях компетенций в части подготовки такого рода проектов пока мало, поэтому в 2015 году мы надеемся оказать содействие регионам и совместно с Минстроем России планируем провести обучающие образовательные программы для руководителей ГУПов и МУПов, чтобы оказать содействие в подготовке необходимых конкурсных процедур.
Еще планируется увеличение проектов в социальной сфере. Например, Минздрав России в рамках созданного при министерстве координационного совета по ГЧП утвердил методические рекомендации для реализации проектов ГЧП в сфере здравоохранения. И планируется первый федеральный проект. Теперь важно в ближайшее время провести соответствующие образовательные разъясняющие программы как для представителей государственных заказчиков, так и для бизнеса.
Поэтому мы также и дальше планируем более плотно взаимодействовать с министерством здравоохранения для развития тех основ, которые были заложены в 2014 году, и отрабатывать пилотные проекты, которые в настоящее время отбираются в министерстве здравоохранения. Также надеемся на то, что все-таки в 2015 году, с учетом сложной экономической ситуации, найдутся инвесторы как российские, так и зарубежные, которые будут готовы вкладываться в развитие российской инфраструктуры.
Что вы скажете про сложившуюся финансовую ситуацию? Насколько выгодно сейчас банкам финансировать проекты ГЧП?
Павел Селезнев: Да, действительно в сегодняшних условиях реализовывать проектное финансирование сложно, но мы считаем, что где-то к середине - концу 2015 года ситуация может измениться в лучшую сторону. При этом нельзя забывать, что общественную инфраструктуру необходимо постоянно обновлять, модернизировать, строить новые объекты, поэтому в любом случае финансирование будет обеспечиваться в том числе со стороны государства для реализации новых проектов. С учетом того, что финансовая ситуация в 2015 году будет непростая, считаю, что нужно уделить больше внимания развитию рынка ГЧП. В первую очередь я имею в виду повышение компетенций в сфере ГЧП и обучение государственных заказчиков - представителей региональных администраций. Например, в транспортной сфере, вышло соответствующее поручение президента РФ о необходимости обеспечения подготовки квалифицированных кадров для реализации проектов государственно-частного партнерства.
Каковы шансы принятия федерального закона о ГЧП в 2015 году?
Павел Селезнев: Есть большие перспективы, что федеральный закон "Об основах государственно-частного партнерства, муниципально-частного партнерства в РФ" будет принят в начале года, и следующий год нужно будет потратить на приведение в соответствие нормативной базы и выпуск подзаконных актов, которые будут системно регулировать реализацию проектов ГЧП в субъектах РФ. Ключевая задача - приведение в соответствие нормативных правовых актов субъектов с положениями федерального закона. Также на федеральном уровне планируется разработка документов по закреплению процесса оценки эффективности и сравнительного преимущества ГЧП перед государственным закупками. Также надеемся, что в 2015 году правительством РФ будет определен уполномоченный орган, который займется отбором и мониторингом проектов ГЧП, как на федеральном, так и на региональном уровне.
Недавно мы провели заседание Комитета ТПП РФ по ГЧП с представителями федеральных органов власти, финансовых институтов, ведущих экспертных организаций, на котором вынесли на обсуждение проект Стратегии развития государственно-частного партнерства в России до 2020 года. Это важный и необходимый документ для выстраивания единой государственной политики в сфере ГЧП, и мы надеемся, что в 2015 году он будет утвержден минэкономразвития. Инвесторы и инфраструктурные компании, прежде всего зарубежные, будут понимать какие ориентиры долгосрочной и среднесрочной политики России в сфере ГЧП, что позволит обеспечить привлекательность инфраструктурным инвестициям. Поэтому в сложившейся экономической ситуации и учитывая временные сложности с финансированием, важно сконцентрироваться на системных мерах развития ГЧП в России, тем самым подготовить почву для дальнейшего успешного запуска проектов.