Еще одна громкая новость от министра: минюст не будет настаивать на ликвидации правозащитной организации "Мемориал" в случае устранения ею выявленных нарушений. В реестре иностранных агентов всего на данный момент числится 30 организаций. Эти и другие новости из юридического мира рассказал в эксклюзивном интервью "Российской газете" министр юстиции России Александр Коновалов.
Александр Владимирович, какие задачи на новый год поставил перед министерством год уходящий? Что удалось сделать в 2014 году? Какие события в юридической сфере вы считаете наиболее значимыми?
Александр Коновалов: Для сферы права несомненно важным из событий уходящего года является объединение Верховного суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ. Минюст России в пределах своей компетенции обеспечивал совершенствование судебной системы. Так, правительством России одобрен разработанный нами законопроект, касающийся применения электронных документов в судопроизводстве.
На стадии подготовки к рассмотрению во втором чтении в Госдуме находится законопроект "О судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации". Он ставит целью повышение качества судебных экспертиз и имеет важное значение для экспертного сообщества и судебной системы в целом. В целях обеспечения гарантий прав адвокатов и повышения роли адвокатуры в обществе подготовлен проект федерального закона, устраняющего правовые пробелы в законодательстве об адвокатском запросе.
Важнейшее событие этого года - образование в составе России новых субъектов: Республики Крым и города федерального значения Севастополя. В связи с этим перед юридическим сообществом встал вопрос об интеграции этих субъектов в правовую систему Российской Федерации. Эта задача успешно решалась в течение года.
Новым в 2014 году явилось также возложение на министерство части полномочий упраздненного Минрегиона России, включая разработку законопроектов в соответствующих сферах. Всего в 2014 году Минюстом России осуществлялась подготовка и сопровождение более 100 проектов федеральных законов.
Раньше была проблема: затягивалось принятие законов, которые были предписаны решениями Конституционного суда. Она решается?
Александр Коновалов: Значительная работа проделана в целях реализации решений Конституционного суда РФ. Всего было подготовлено 18 таких проектов. Из них 6 подписаны президентом России, 10 - находятся на рассмотрении в Государственной Думе. Приняты акты, направленные на гуманизацию условий содержания лиц, заключенных под стражу и отбывающих наказание в виде лишения свободы. Например, законодательно закреплено их право на получение свидания с их представителями, оказывающими им юридическую помощь, в связи с намерением обратиться в Европейский суд по правам человека.
В 2014 году Государственной Думой принят Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об актах гражданского состояния". Он позволяет обращаться за получением соответствующих услуг в электронной форме, регламентирует правовой статус записей актов гражданского состояния в электронном виде.
В части международного правового сотрудничества наиболее значимым событием 2014 года стал состоявшийся 18-21 июня IV Петербургский международный юридический форум.
В нем приняли участие 3150 делегатов из 79 стран - ведущие представители юридических профессий, руководители юридических служб крупных международных компаний, руководители региональных и национальных объединений адвокатов и нотариусов Германии, Франции, Италии, Японии, представители судейского корпуса европейских стран, США и стран Южной Америки. Отказ от участия по политическим мотивам Международной ассоциации юристов, Совета адвокатских палат и юридических обществ Европы, Юридического общества Англии и Уэльса не оказал значимого влияния на состав участников и общий успех форума.
Число иностранных официальных делегаций увеличилось: в форуме приняли участие 54 официальные делегации, что в два с половиной раза превышает аналогичный показатель 2013 года (21 делегация). Уже традиционно ряд площадок форума был посвящен интернациональному взаимодействию на евразийском направлении - в рамках Союзного государства, ЕврАзЭС и ШОС.
Одной из основных задач Минюста России в международной сфере является развитие двустороннего и многостороннего сотрудничества с коллегами из других стран, обмен опытом и информацией.
Скандальная ситуация сложилась вокруг Общероссийской общественной организации "Российское историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал". В ее деятельности выявлен ряд нарушений, однако за нее вступились российские и зарубежные правозащитники, в том числе Уполномоченный по правам человека в РФ Элла Памфилова. Генеральный секретарь Совета Европы Т. Ягланд также высказал свою поддержку, посетив московский офис "Международного Мемориала". Эта организация будет закрыта или ей удалось устранить нарушения?
Александр Коновалов: В ходе проверки деятельности Общероссийской общественной организации "Российское историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал" было установлено, что уставная деятельность ею не ведется. Также выявлены несоответствия ее устава и структуры законодательству.
Стоит отметить, что помимо данной организации существует более сорока региональных и местных общественных, а также некоммерческих организаций, в наименованиях которых содержится слово "Мемориал". Среди них - Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал". Именно эта организация, а не упомянутая выше, осуществляет на международном уровне работу по восстановлению исторической правды и увековечению памяти жертв политических репрессий тоталитарных режимов.
Что касается российского "Мемориала", минюст продемонстрировал конструктивный подход и не возражал против переноса судебного слушания, чтобы дать организации возможность провести свою конференцию и исправить ошибки. 12 декабря в министерство представлены документы для государственной регистрации изменений, вносимых в ее устав. В случае устранения выявленных нарушений, организация не будет ликвидирована в судебном порядке.
Немало споров возникало при регистрации некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Сколько таких организаций было включено в реестр за год и как можно охарактеризовать эти организации?
Александр Коновалов: В 2014 году в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, Минюстом России внесены 29 организаций. Всего в реестре содержатся сведения о 30 некоммерческих организациях, выполняющих функции иностранного агента.
Основаниями для внесения указанных организаций в Реестр явились результаты государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, осуществляемого Минюстом России, территориальными органами Минюста России, а также представления прокуратуры и решения суда.
Практически все эти организации позиционируют свои цели в сфере правозащитной деятельности, однако политический характер их активности у нас сомнений не вызывал и не вызывает. 13 из них зарегистрированы в пределах Центрального федерального округа, 12 - в Москве.
В прессе и Интернете распространено мнение, что якобы Европейский суд по правам человека "завален" российскими жалобами. Насколько эти сведения соответствуют действительности?
Александр Коновалов: На рассмотрении Европейского суда по правам человека действительно находится большое количество жалоб против Российской Федерации. Впрочем, по количеству подаваемых в ЕСПЧ жалоб в расчете на численность населения Россия из 47 стран Совета Европы стабильно находится лишь на 20-м месте.
В абсолютном выражении Российская Федерация также уже не является "лидером". Мы занимаем лишь третье место после Украины и Италии, численность населения которых не идет ни в какое сравнение с Российской Федерацией.
Однако важнее другое - за последние два года существенно, фактически в четыре раза, сократилось количество "российских" жалоб в ЕСПЧ. По состоянию на 1 января 2012 года их количество составляло 40,3 тысячи, а по состоянию на 1 декабря 2014-го - уже 9,9 тысячи. Мы считаем, что это происходит в том числе и благодаря приближению правоприменения в России к европейским стандартам.
Обеспечивается ли Российской Федерацией исполнение постановлений Европейского суда по правам человека?
Александр Коновалов: Данная работа осуществляется как путем максимально широкого распространения постановлений ЕСПЧ и изучения выработанных им правовых позиций, так и путем внесения необходимых корректив в российское законодательство и правоприменительную практику.
С учетом анализа практики ЕСПЧ в качестве главного приоритета определена задача решения проблем, которые признаны для России носящими устойчиво повторяющийся или системный характер. В том числе путем создания эффективных внутригосударственных средств правовой защиты от соответствующих нарушений.
Например, в рамках реализации Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года и исполнения "пилотного" постановления ЕСПЧ по жалобе "Ананьев и другие против России" подготовлен и реализуется комплексный план действий по решению проблемы ненадлежащих условий содержания в следственных изоляторах. В свое время именно по рекомендации ЕСПЧ была предусмотрена выплата российским гражданам компенсации за затянутое, неэффективное правосудие.
Что касается отдельных решений ЕСПЧ, которые у всех на слуху, - скажем, по делу Катана, а также о выплате компенсации компании "ЮКОС", - в этих решениях ЕСПЧ допустил, на наш взгляд, как превышение своей компетенции, так и существенное отступление от собственной прецедентной практики. Системные юридические ошибки, лежащие в основе этих решений, ставят под большой вопрос перспективы признания последних Российской Федерацией.
Какие изменения планируются в сфере контроля за деятельностью религиозных организаций?
Александр Коновалов: На изменение правовой регламентации контроля за деятельностью религиозных организаций направлено два разработанных Минюстом России законопроекта. Один из них - "О внесении изменений в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" и признании утратившими силу положений отдельных законодательных актов Российской Федерации" - принят Государственной Думой в первом чтении. Этот проект предусматривает отмену требования о необходимости подтверждения пятнадцатилетнего срока существования религиозной группы на данной территории для ее государственной регистрации. Также им отменяется обязанность религиозных организаций ежегодно, помимо отчета по установленной форме, предоставлять дублирующую информацию о продолжении своей деятельности.
Второй проект изменяет механизм контроля за финансово-хозяйственной деятельностью религиозных организаций с тем, чтобы своевременно выявлять и реагировать на факты причастности религиозных организаций к экстремистской и террористической деятельности.
Религиозным организациям, не имевшим в течение отчетного года иностранного финансирования, достаточно будет направить в Минюст России или его территориальные органы подтверждающее это заявление. Религиозные организации, имевшие поступления от иностранных и международных источников, будут представлять в Минюст России и его территориальные органы формализованную информацию о своей деятельности, персональном составе руководящих органов и сведения об иностранном финансировании.
Сегодня многие организации ведут документацию исключительно в электронном виде. Планируется ли внесение изменений в действующее законодательство с тем, чтобы суд мог непосредственно принимать и исследовать такие документы как доказательства, не требуя у сторон их предоставления на бумаге?
Александр Коновалов: В целях решения данной проблемы Минюстом России разработан законопроект о применении электронных документов в деятельности органов судебной власти.
Законопроектом предлагается установить, что письменное доказательство может быть представлено в суд в виде электронного документа, подписанного электронной подписью. Для этого предусматривается внесение изменений в Арбитражный процессуальный кодекс РФ и Гражданский процессуальный кодекс РФ.
Кроме того, участникам не только гражданского и арбитражного, но и уголовного судопроизводства предоставляется возможность направлять в суд ходатайства, заявления, жалобы с приложенными к ним письменными доказательствами посредством официального сайта суда в сети Интернет.
Законопроект одобрен на заседании правительства РФ.
Как проходит работа по интеграции Республики Крым и города федерального значения Севастополь в правовую систему России?
Александр Коновалов: Министерство активно участвует в законотворчестве и нормотворчестве на этом направлении как на федеральном, так и на региональном уровне. В частности, уже принят разработанный нами федеральный закон, направленный на регулирование особенностей деятельности правоохранительных и судебных органов в новых субъектах.
Разработан проект федерального закона "О применении положений Федерального закона "Об исполнительном производстве" на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя". Законопроектом создаются правовые основания для исполнения на территории Республики Крым и Севастополя исполнительных документов, выданных судебными и иными государственными органами и должностными лицами Украины до 18 марта 2014 года.
На рассмотрении в правительстве находится проект, предусматривающий применение к односторонним сделкам, заключенным на территории новых субъектов РФ до их вхождения в состав России, гражданского законодательства Российской Федерации.
Автономная Республика Крым и город Севастополь в составе Украины полномочий по правовому регулированию практически не имели. Органам государственной власти этих регионов необходимо сформировать новую правовую систему соответствующих субъектов Российской Федерации. В рамках предоставленных полномочий Минюст России и его территориальные органы в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе активно участвуют в разработке нормативных правовых актов этих субъектов Российской Федерации.
Проведены необходимые мероприятия для создания системы предоставления юридической помощи гражданам. Организованы и проведены учредительные конференции адвокатских палат Республики Крым и Севастополя. Зарегистрированы адвокатские палаты этих субъектов.
Выданы 278 лицензий на право нотариальной деятельности. Вступили в силу законы субъектов о нотариальных округах и количестве нотариусов. Налажена регистрация актов гражданского состояния и некоммерческих организаций.
Как развивается международное сотрудничество вашего ведомства? Каким образом сказались на развитии наших контактов с зарубежными странами санкции, введенные против нашей страны Евросоюзом и США?
Александр Коновалов: Министерство юстиции РФ на системной основе ведет работу по укреплению договорной базы с иностранными государствами в сфере юстиции. Только за 2014 год по итогам проведенных с зарубежными партнерами переговоров нами внесены предложения президенту России о подписании 18 межгосударственных международных договоров в этой сфере. За последние два года подписаны договоры о передаче осужденных с такими странами, как Аргентина, Вьетнам, Индия, Ливан, Южная Осетия, о выдаче и о взаимной правовой помощи - с Аргентиной, Объединенными Арабскими Эмиратами, Турцией. Ожидают своего подписания договоры с Камеруном, Марокко, Панамой, Шри-Ланкой. Минюст ведет активные переговоры по подготовке к заключению договоров и с другими странами.
Продолжается взаимодействие и в многосторонних форматах. В рамках Совета Европы готовится к подписанию Россией Четвертый дополнительный протокол к Европейской конвенции о выдаче. Свой вклад министерство внесло и в подготовку важнейшего документа о международной интеграции - Договора о Евразийском экономическом союзе 29 мая 2014 года в Астане.
В нынешнем году в России официально заработала единая информационная система нотариата. Какие плюсы в связи с этим вы видите для нотариального сообщества и для потребителей нотариальных услуг в частности?
Александр Коновалов: Единая информационная система нотариата включает в себя три реестра: реестр нотариальных действий, реестр наследственных дел и реестр залогов движимого имущества, а также иную информацию справочного характера.
В открытом доступе находятся сведения о залогах движимого имущества и отмененных доверенностях, заверенных у нотариуса.
Обязательными для внесения в реестр нотариальных действий с 1 июля 2014 года являются сведения об удостоверении доверенности, завещании, брачных договоров, их изменении, расторжении или отмене.
Реестр залогов движимого имущества является нововведением российского залогового права. Ведение нотариусами данного реестра, а также открытость его сведений способствуют повышению устойчивости гражданского оборота. Так, например, любое заинтересованное лицо в любое время суток может узнать, находится то или иное движимое имущество в залоге, а кредитор может оценить очередность удовлетворения требований, обеспеченных залогом.
Ведение в электронной форме реестра наследственных дел позволяет в ближайшее время перейти на всей территории Российской Федерации к реализации принципа "Наследство без границ". Это означает, что в случае открытия наследства наследник может обратиться с заявлением о принятии наследства к любому нотариусу в том нотариальном округе, где открылось наследство. При этом нотариус с помощью реестра нотариальных действий сможет проверить наличие завещаний, составленных от имени наследодателя на территории Российской Федерации, и исключить наличие параллельных наследственных дел.
Следует отметить, что потребители нотариальных услуг не должны беспокоиться о сохранении сведений о совершенных нотариальных действиях. Все сведения, содержащиеся в ЕИС, подлежат шифрованию, что обеспечивает сохранность при хранении и передаче соответствующей информации. Ответственность за разглашение сведений о совершенных нотариальных действиях несет нотариус.
Как идет работа по реализации Концепции реформирования уголовно-исполнительной системы до 2020 года? Каким образом планируется ее скорректировать? Возможно ли изменение положений Концепции об отказе от отрядной формы содержания осужденных? Как изменилось количество лиц, содержащихся в заключении? Как зарекомендовали себя альтернативные такому содержанию виды мер пресечения и наказания?
Александр Коновалов: В конце декабря в Минюсте России состоялось заседание межведомственной рабочей группы по выработке предложений, направленных на корректировку отдельных положений Концепции. При доработке Концепции сохранены ее основополагающие положения. Они касаются общей гуманизации условий нахождения в местах лишения свободы, повышения прозрачности деятельности уголовно-исполнительной системы. А также расширения участия гражданского персонала в работе ее органов и учреждений, реализации новых подходов к ресоциализации лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы.
Было принято решение о постепенном снижении количества осужденных, содержащихся в одном помещении в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы. При этом полностью отказ от коллективной формы содержания осужденных не предусматривается.
Применение мер наказания, не связанных с изоляцией от общества, привело к сокращению числа лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы. По имеющейся информации на 1 декабря 2014 года численность лиц, содержащихся в местах лишения свободы, составила 671 726 человек, в том числе 562 172 осужденных, за аналогичный период 2013 года - 680 210 человек, в том числе 571 269 осужденных. При этом, что крайне важно, какого-либо ухудшения криминогенной ситуации, роста преступности не произошло.
Какие меры, по вашему мнению, необходимо принять, чтобы повысить эффективность в работе судебных приставов-исполнителей? Что изменилось в этой сфере за последний год?
Александр Коновалов: За 11 месяцев 2014 года судебными приставами-исполнителями фактическим исполнением окончено 20,1 млн исполнительных производств, что на 1,6 млн больше, чем в прошлом году. Перечислено в консолидированный бюджет Российской Федерации 108,7 млрд рублей, а в 2013 году - 101,2 млрд. При этом говорить о безупречной эффективности системы взысканий не приходится. Средняя нагрузка на одного судебного пристава-исполнителя по количеству исполнительных производств, находящихся на исполнении, составляет примерно 2 тыс. исполнительных документов в месяц.
Полагаю, что проблема повышения эффективности деятельности судебных приставов должна решаться путем совершенствования законодательства об исполнительном производстве, дополнительной мотивации должника к своевременному исполнению судебных актов, актов иных органов и повышения уровня материального и социального обеспечения судебных приставов.
Что-то в этом направлении в уходящем году было сделано - например, получили дополнительное развитие электронная форма исполнительного производства, автоматизация сервисов и информационных систем в сфере деятельности ФССП. Однако ряд системных проблем по-прежнему не решен. В их числе - слабая ответственность должника за неисполнение решений суда, плохой учет ликвидных, в том числе недвижимых, объектов, фиктивное обладание другими лицами имуществом, на которое следовало бы обратить взыскание. К этим же проблемам относится и стабильно высокая текучесть кадров в системе Федеральной службы судебных приставов.