Спасатели продолжают искать лайнер на дне моря, сумев обнаружить еще несколько тел, доведя общее количество найденных тел до 16. Напомним, что 28 декабря самолет Airbus 320-200 авиакомпании AirAsia, следовавший по маршруту QZ8501 из индонезийского Сурабая в Сингапур, пропал с экранов радаров в 7 часов 42 минуты утра, находясь, предположительно, над Яванским морем. На борту его было 162 пассажира и члена экипажа: 155 индонезийцев, трех южнокорейцев, а также по одному представителю Великобритании, Франции, Сингапура и Малайзии. Сейчас в районе предполагаемого крушения ведется международная поисковая операция, в которой задействованы десятки самолетов, вертолетов, кораблей и сотни экспертов из более десяти стран.
Эксперты уже уверены, что лайнер точно не развалился и не взорвался в воздухе, но при этом отмечают одну странность: не сработал передатчик, который автоматически начинает действовать, передавая координаты самолета в случае его удара о землю либо воду. Это, а также ряд других обстоятельств дало основания экспертам предположить, что борт QZ8501 сумел успешно приводниться, сохранив целостность корпуса. "Аварийный передатчик данных местоположения срабатывает от удара - о землю, о поверхность моря, о склон горы, но он не сработал. Значит, не было сильного удара во время соприкосновения с поверхностью. По всей видимости, пилот сумел успешно посадить самолет на поверхность моря", - предположил старший редактор авиационного журнала Angkasa Дуди Судибё в беседе с иностранными журналистами. Было также отмечено, что первый и второй пилоты лайнера были опытными, а потому могли совершить посадку на море.
Эту гипотезу подтверждают и другие факты. К тому моменту были найдены тела девяти погибших, и все они были целы. "На настоящий момент я пришел к выводу, что лайнер не взорвался в воздухе, а также не было неконтролируемого крушения. В противном случае тела бы так не сохранились", - поддержал эксперта бывший командующий ВВС Индонезии Чаппи Хаким.
Судя по контурам "тени" похожего на самолет объекта, который лежит сейчас на дне моря, он также не распался на части. Кроме того, обнаружение в первую очередь двери лайнера и спасательного надувного трапа указывают, что экипаж мог начать эвакуацию после приводнения. "Если мы нашли плавучую дверь, то это означает, что кто-то успел ее открыть", - отметил бывший министр транспорта Индонезии Джасман Сьяфи Джамал, добавив, что скорее всего лайнер затем затонул из-за больших волн. По его версии, пассажиры ждали, когда выпущенный экипажем трап надуется. "Большие волны могли затем ударить по носу лайнера, после чего он затонул", - добавил бывший министр. В какой-то мере данная версия оставляет хотя бы теоретические шансы на то, что кто-то из находившихся на борту успел покинуть лайнер, но эксперты по этому поводу воздержались от комментариев. Согласно принятым нормативам, в случае ситуации с приводнением все пассажиры должны иметь возможность покинуть борт в течение 90 секунд.
Напомним, что ранее другие эксперты, основываясь на данных радаров слежения, говорили о "необычайно резком" наборе высоты самолетом, что могло привести к потере скорости, зависанию и крушению. Правда другие специалисты заявили о возможности ошибки радаров. Австралийское издание Sydney Morning Gerald, цитируя ряд экспертов, отметило, что данные с радаров слежения "с высокой долей вероятности ошибочны", а сконструированная на их основе траектория движения борта QZ8501 "находится на границе логического восприятия".
В этой связи основные надежды возлагаются на обнаружение бортовых самописцев с лайнера, хотя и они могут не дать окончательного ответа. В настоящий момент прямоугольник размером 45 на 35 морских миль назван "наиболее вероятным местом нахождения самолета". Там работают три поисковых судна, оснащенных спецоборудованием для обнаружения находящихся на дне предметов. Туда прибыли также несколько экспертов из Франции и Сингапура, которые оказывают помощь коллегам. По мнению некоторых специалистов, точное место нахождения лайнера может стать известно уже сегодня, хотя то же самое заявлялось и вчера. Кроме того, подъем "черных ящиков" может занять не менее недели.
Судя по последним сообщениям, поступающим с места спасательной операции, на данный момент обнаружено уже 14 тел погибших, большинство из которых доставлены на сушу для опознания. Тем временем вчера во второй половине дня родственникам уже было передано тело первой жертвы. Ею стала Хаяти Лутфия Хами, которую сумели опознать по отпечаткам пальцев и "иным характерным приметам". Родные и близкие вчера сразу же провели похороны погибшей на ближайшем мусульманском кладбище в городе Сурабая. "Я благодарю Бога, что мы смогли найти ее. Надеюсь, что спасатели смогут обнаружить всех остальных, находившихся в самолете, как можно скорее", - сказала родственница погибшей 38-летняя Агун Ваю Дармоно.