Нефть марки Brent подешевела на 1,5 процента

Цена нефти на первых в этом году торгах откатилась до минимальной отметки с апреля 2009 года.

На Нью-Йоркской бирже баррель марки WTI подешевел до 53,2 доллара. Нефть марки Brent, от которой "пляшет" цена российской Urals, торговался за 56,58 доллара за баррель, подешевев на 1,5 процента.

В первом полугодии нефть может дойти до 50 долларов за баррель - такой прогноз недавно опубликовала Financial Times. Эксперт обращает внимание на стремительно развивающуюся индустрию сланцевой нефти, которая увеличивает предложение нефти на рынке. Впрочем, цена ниже 60 долларов не будет долгосрочной, прогнозирует эксперт "РГ", начальник управления по стратегическим исследованиям в энергетике Аналитического центра при правительстве РФ Александр Курдин.

Однако в целом наши эксперты уверены, что стране пора делать ставку на инновационные сферы и не сбрасывать со счетов такие виды хранения электроэнергии как литий-ионные батареи, развивать малый и средний бизнес, который сегодня - главный драйвер развития рынка энергоносителей. Иными словами, надо все-таки слезать с нефтяной иглы.

Специалисты твердят, что раз уж наша страна столкнулась со вторым масштабным проседанием цен на черное золото за последние шесть лет, то от глобального перестраивания экономики уйти не получится. Низкие котировки на нефть должны мобилизовать наших ученых и производителей делать ставку на альтернативные виды энергии, но сам по себе этот процесс не запустится. А если это и произойдет, то не ранее, чем через десять лет, уверен директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.

"Сейчас нам не хватает стимулирующих мер от государства для подобных изменений, будь то финансирование новых разработок, уменьшение налоговой нагрузки или введение экологических стандартов. Причем придумывать что-то заново не придется - перед глазами есть опыт Западной Европы и США, где успешно внедряют такие программы, - отмечает собеседник "РГ". - Бизнесу ведь необходима подушка безопасности, иначе все технологические новшества приведут только к удорожанию продукта".

Начинать, по традиции, нужно с уже освоенных ниш, а значит, сохранить энергетический потенциал по газу и нефти, порезать косты (максимально сократить расходы) и ввести антикризисную программу, говорит Сергей Пикин. Времена, когда рост котировок на черное золото помогал развиваться российской экономике, уже в прошлом. Высокие уровни стоимости нефти пройдены, и они уже не дают прибавки в ВВП.

"Нужно увеличивать добавленную стоимость, искать технологии взрывного роста, какой раньше был нефтяной бизнес, уделять внимание малому и среднему предпринимательству в инновационной сфере, так как именно он дает максимальный результат по приросту, а не огромные госкорпорации", - подчеркивает эксперт.

Переломить ситуацию сложно, так как крупные нефтегазовые концерны - это "понятные" структуры с миллиардным оборотом, у которых есть своя доля на рынке, резюмирует Сергей Пикин. "Но солидные игроки на энергетическом рынке - это, скорее, стабилизаторы во время трудных времен, якорные компании… Даже в Штатах сланцевую революцию запустили не мегакорпорации, а мелкие игроки, давшие начало цепочке процессов в смежных отраслях", - напоминает эксперт.

Так, США и Япония уже делают упор не только на дорогую нефть, но и развитие производства электромобилей. В конце 2013 года, когда в России шла программа госстимулирования использования таких машин, было решено отменить ввозную пошлину на электрокары. Но зарубежные компании в большинстве заняли выжидательную позицию, так как для россиян это все-таки слишком дорого. "Если бы у нас были не только программы по обнулению пошлин на ввоз, но и субсидирования потребителей, дело бы пошло по-иному. Боремся за экологичность? Так можно обнулить транспортный налог", - советует собеседник "РГ".

Правда, несмотря на то, что в России есть и собственные разработки электрокаров, аккумуляторы пока выдерживают лишь 140 километров дороги. А зарядка от обычной сети требует восемь часов. Быстрозарядных станций, на которых за 15-20 минут можно заправиться на 80 процентов, сегодня в России около 200, из которых 50 находятся в столице. Тем временем, Европа соорудила таких станций уже 15 тысяч, США - 8 тысяч.

По мнению Сергея Пикина, здесь применима та же логика, что и с нефтерынком в целом: сначала надо довести до совершенства привычный нам отечественный автомобиль с простым двигателем внутреннего сгорания, а потом уже закидывать удочку в инновационное озеро.

Хотя сами по себе литий-ионные батареи, на которых ездит электромобиль, можно было бы применять в электроэнергетике для сохранения резервных мощностей. "В определенное время в жилых массивах всегда наблюдается пик потребления электроэнергии. Если будет возможность запасать ее, то на рынке это будет крайне эффективной вещью, - рассуждает эксперт. - Но пока таких новшеств мало, они останутся дорогими. Нужно внедрять их тысячами, тогда снизятся и издержки производства".