Как уже писала "РГ" многие авиакомпании "закредитованны", приходится платить за аренду судов в долларах, идет рост стоимости топлива.
Не исключено, что будут расти тарифы на обслуживание в аэропортах, услуги диспетчеров. Однако власти могут предоставить отрасли преференции, которые помогут снизить цены на билеты.
Совместно с авиакомпаниями после праздников в правительстве планируется провести совещание по их поддержке. Уже рассматриваются некоторые варианты, в том числе убрать налог на добавленную стоимость в цене билета на внутренние рейсы.
Сейчас международные рейсы не облагаются этим налогом, практически действует "дьюти фри" на международные перевозки, напоминают эксперты. Также полеты в Крым освобождены от НДС, уточнил глава аналитического отдела агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев. Лучше всего обнулять ставку по НДС на все внутренние рейсы перед летним сезоном, тогда кассовый разрыв у перевозчиков будет не такой значительный, считает он.
Выручка к этому времени не очень большая, объяснил он. Есть еще предложения не обнулять, а уменьшить НДС на 8 процентов, напомнил он. При обнулении налога, компания сначала должна заплатить деньги, а потом ей вернут налоговый вычет.
Еще одним шагом по поддержке отечественных авиакомпаний должно стать субсидирование полетов внутри России, и на это планируется выделить дополнительные средства, отметил Дворкович.
Правительство в первом квартале 2015 года примет решение о дополнительном субсидировании региональных авиаперевозок. Это позволит повысить мобильность граждан и снизить цены на авиабилеты. Программы субсидирования перевозок с Дальнего Востока и в Крым будут продолжены. Они зарекомендовала себя очень хорошо, напомнил Дворкович.
Намерены ли в правительстве обсуждать меры поддержки аэропортов, Дворкович не уточнил. Но если будут пассажиры, то будет и прибыль у аэропортов, отмечают эксперты.
Несмотря на заявление туроператоров о снижении интереса россиян к авиапутешествиям, Росавиация констатировала рост объемов перевозок. Хотя и не такой интенсивный, как в прошлые года.
Аэропорты столичного авиаузла с 20 декабря по 5 января обслужили более 2,8 миллиона пассажиров. Это на 130 тысяч человек больше, чем за аналогичный период прошлого года, констатировал руководитель Росавиации Александр Нерадько.
Шереметьево обслужил один миллион 154 тысячи пассажиров. За праздники через эту воздушную гавань прошло на 4 процента больше пассажиров по сравнению с прошлогодними новогодними каникулами. Рост по сравнению с 2013 годом составил 7,9 процента.
Вице-премьер поинтересовался, достаточно ли реагентов для обработки взлетно-посадочных полос и самих самолетов? В аэропорту "Шереметьево" такие запасы есть, отметил глава аэропорта Михаил Василенко.
Рабочая обстановка царит и во всех аэропортах центральной части России, где сейчас идут обильные снегопады. Аэропорты, которые обслуживают более миллиона человек, имеют и реагенты, и резервные источники питания, чтобы обеспечить работу и аэродрома, и аэропорта при ЧС, отметил Александр Нерадько, вспомнив "ледяной дождь" 2011 года. Тогда из-за перебоев с энергоснабжением была парализована работа аэровокзала "Домодедово", невозможно было зарегистрироваться на рейс, сдать багаж.
В целом ситуация стабильная, согласился замминистра транспорта Валерий Окулов. С конца декабря по начало января произошло только одно авиапроисшествие с грузовым самолетом Ан-26 в аэропорту Магадана.
Хорошо справились авиакомпании и с перевозкой детей, которые приезжали на президентскую елку. Всего в Москву прибыло 65 рейсов с детьми. И только один из-за непогоды ушел на запасной аэродром в Нижний Новгород.
Дворкович поинтересовался и выполнением рейсов в Крым. Нерадько сообщил, что рейсы "выполняются без проблем". Но вот взаимоотношения с авиавластями Украины пока еще не наладились, в том числе в вопросе воздушного пространства над полуостровом. Российские авиационные власти постоянно приглашают украинских коллег к диалогу, однако те на контакты пока не идут, сказал Нерадько.
Зашла речь на совещании и о развитии подъездных путей к Шереметьево. Дворкович, перед тем как приехать в аэропорт, осмотрел новый участок дороги М-11 на Питер. Он считает, что обязательно нужно сделать более ясной для водителей дорожную навигацию - знаки, в том числе при въезде в Шереметьево. А также подъездные стоянки, для тех, кто сейчас предпочитает стоять на обочине. Все это будет сделано, пообещал глава Автодора Сергей Кельбах. Что касается приезда в Шереметьево со стороны Питера, то вопрос развития дороги дальше Солнечногорска вице-премьер пообещал обсудить в первом квартале этого года.
Но уже ясно, что с открытием участка трассы М-11 Шереметьево стало доступней. И с 26 декабря по ней уже проехало почти 40 тысяч машин, но многие путешественники предпочитают добираться в аэропорт на аэроэкспрессе. На пять процентов увеличилось число перевезенных пассажиров по сравнению с прошлым годом. Поезда идут загруженными, согласился с данными статистики вице-премьер. И запуск двухэтажных поездов на этом направлении в 2015 году он считает довольно своевременным.
Сам Дворкович приехал не на аэроэкспрессе, но с интересом осмотрел один из новых терминалов. Прошел по галерее в старый терминал, по дороге покормив рыбок в аквариуме. Каждый, кто посещает Шереметьево, может дать корм золотым рыбкам. Надо в специальный автомат положить 100 рублей. Рыбки получат корм из автоматической кормушки, а сделавший доброе дело - магнит на холодильник. Дворковичу достался магнитик с изображением слона.