06.01.2015 11:46
    Рубрика:
    6 января у православных России Рождественский сочельник
    6 января у православных России Рождественский сочельник.

    Рождественский сочельник, или день накануне Рождества, в Церкви именуется Навечерием Рождества Христова. Последний, самый строгий день сорокадневного Рождественского поста, получил свое бытовое название от "сочива" - блюда из вареной пшеницы или риса с медом, которое в этот день принято есть только "после первой звезды". Ну, а слово "навечерие" означает день накануне праздника. Ритм и уклад Рождественского сочельника особенный, он всецело подчинен встрече Рождающегося Христа. Давайте разберемся, как именно.

    1. Начнем с того, когда и что можно есть? Установление о том, что есть можно только "после первой звезды" нигде не прописано. Это благочестивая традиция самих верующих, ей не одно столетие, и соблюдается она в память о том, что Рождение Христа сопровождалось появлением на Востоке новой звезды. Какую же звезду ждут верующие, чтобы, наконец, поесть? Уж точно не наградную, как А.В. Суворов в растиражированном ТВ-анекдоте. В Церкви "первая звезда" символизируется большой свечой, которую после утренней службы торжественно выносят на середину храма и перед которой поют тропарь Рождеству Христову (тропарь - это краткое песнопение, раскрывающее сущность праздника). Значит, по окончанию литургии утром 6 января, после выноса большой свечи, придя домой, можно отведать сочива.

    Теперь вспомним, что верующие стремятся причаститься в сам праздник Рождества, на литургии в ночь с 6-го на 7-е января. По церковной традиции мы перестаем принимать пищу не менее чем за шесть часов до времени Причастия (принятая граница воздержания). То есть, если мы решили причаститься на Божественной литургии в Рождество, после 18:00 вечера мы уже ничего не едим.

    И кончается Рождественский пост праздничным застольем после ночной литургии, уже в сам день праздника Рождества. Кстати, в России раньше было в ходу специальное слово, обозначающее вкушение скоромной пищи по окончанию поста - слово "разговение", не правда ли, знакомое нам из классической литературы? Так вот, разговляемся мы после Рождественского поста уже 7 января, после ночного праздничного богослужения с ночной литургией - Всенощного бдения.

    2. Понятно, что подобная строгость в еде не самоцель, а только способ уйти от нашей вечной привязанности к пище, к нашему плотскому, и включиться в напряженный ритм внутренней подготовки своей души и сердца к встрече Рождающегося Христа.

    3. "В Сочельник, под Рождество, - бывало, до звезды не ели, - читаем у И.С. Шмелева. - Кутью варили, из пшеницы, с медом; взвар - из чернослива, груши, шепталы (сушеные абрикосы или персики)… Ставили под образа, на сено. Почему?.. А будто - дар Христу. Ну.., будто, Он, (Младенец Христос!) на сене, в яслях". Ожидание Рождающегося Христа пронизывало весь быт Рождественского сочельника. В центре дома стояла елка, заранее украшенная звездами, под ней вертеп - игрушечное изображение пещеры, в которой родился Младенец Иисус. Заранее готовились не только рождественские подарки близким, но и вещи, деньги, провизия, выделяемые в помощь неимущим, сиротам, вдовам, обездоленным и заключенным. Благотворительность была неотъемлемой составляющей праздника Рождества Христова. Все это готовилось заблаговременно, с радостью и убеждением, что "не оскудевает рука дающего". Все это и было даром человека Христу.

    4. Но главные события Рождественского сочельника, конечно, происходят в храме. Службы в этот день удивительно красивые. Пересказывать их не имеет смысла, их надо видеть, слышать, в них надо участвовать. Отметим только, что во время богослужений Рождественского сочельника читаются т.н. "царские часы", получившие свое название в связи с тем, что на них в России непременно присутствовали цари (а в Византии - императоры). Читаются на богослужениях в Рождественский сочельник и пророчества, за несколько столетий предсказавшие рождение Спасителя. И все праздничные песнопения, весь ход службы, готовят нас к принятию тайны Боговоплощения, тайны Рождества Христова.

    В Рождественский сочельник принято исповедоваться - с тем, чтобы чистыми и обновленными встретить Родившегося Христа.

    5. Поэтами замечено, что дни Рождественского сочельника и Рождества особенные - будто сама вечность, разрывая оковы обыденности, в эту Рождественскую ночь входит в нашу жизнь. Надо только открыть свое сердце чуду Рождения Христа.

    Сегодня будет Рождество,
    весь город в ожиданье тайны,
    он дремлет в инее хрустальном
    и ждет: свершится волшебство.

    Метели завладели им,
    похожие на сновиденье.
    В соборах трепет свеч и пенье,
    и ладана сребристый дым.

    Под перезвон колоколов
    забьется колоколом сердце.
    И от судьбы своей не деться -
    от рождества волшебных слов.

    Родник небес - тех слов исток,
    они из пламени и света.
    И в мире, и в душе поэта,
    и в слове возродится Бог.

    Колдуй же, вьюга-чародей,
    твоя волшебная стихия
    преобразит в миры иные
    всю землю, город, и людей.

    Встречаться будут чудеса,
    так запросто, в толпе прохожих,
    и вдруг на музыку похожи
    людские станут голоса.

    М.Ю. Лермонтов