Франк Шауфф: Россия остается привлекательным рынком для бизнеса Европы

Санкции, так или иначе, затронули весь европейский бизнес в России. Банки ЕС задирают ставки по проектам в нашей стране, и фактически западные рынки капитала закрыты не только для наших компаний, но и для иностранных инвесторов.

С другой стороны, для европейцев активы в России сильно подешевели именно сейчас, и некоторые компании готовы вложиться в них, несмотря на обозначившиеся политические риски. Об этом "Российской газете" рассказал Франк Шауфф, генеральный директор Ассоциации европейского бизнеса, которая объединяет более 600 европейских и международных компаний, работающих в России и других странах бывшего СССР.

Господин Шауфф, вы можете назвать ушедший год самым трудным за все время, что возглавляете Ассоциацию европейского бизнеса?

Франк Шауфф: Даже если сравнивать с кризисом 2008-2009 годов, когда я уже работал в должности генерального директора АЕБ, год 2014-й был очень сложным. Не столько из-за трудностей в экономике, сколько из-за того, что вопросы торговли, инвестиций приобрели политический характер.

Пока экономические показатели России выглядят лучше, чем в 2008-2009 годах и тем более в 1998 году, но положение осложняется тем, что мы не знаем, когда эта ситуация закончится. Санкции могут быть отменены совсем скоро, а могут остаться надолго. Мы знаем, что срок действия европейских санкций истекает в июле следующего года, но американские санкции могут остаться в силе даже при условии отмены санкций со стороны ЕС. Вот эта неопределенность очень вредит всему бизнесу.

Как все это влияет на поведение европейских инвесторов?

Франк Шауфф: Для европейских предпринимателей Россия остается привлекательным рынком, но возникшие в этом году политические риски кажутся им довольно высокими. Это сильно сказывается на настроении инвесторов, у них нет ясной перспективы.

С другой стороны, в прошлом году рубль по отношению к евро ослаб почти на 50 процентов, что делает приход на российский рынок и приобретение здесь активов особенно выгодным. Недвижимость, предприятия - все это в России стало стоить сравнительно дешево. Некоторые европейские компании, которых не затронули санкции, именно сейчас думают начинать бизнес в России. Но очевидно, что в целом в этом году Россию ждет сильный спад инвестиций.

Но не до нуля, как некоторые говорят?

Франк Шауфф: Нет, конечно.

А что будет с торговлей?

Франк Шауфф: Девальвация рубля ослабила конкурентоспособность товаров из Европы, а поставки ряда товаров в Россию оказались под прямым запретом. Одновременно замедлился рост потребительского спроса в России. Отсюда снижение товарооборота с ЕС, который для некоторых стран оказался очень значительным. Например, экспорт из Германии в Россию упал на 20 процентов. Наверное, в этом году эта тенденция продолжится.

Закрытие западных рынков капитала оказалось очень болезненным для российской экономики. А европейский бизнес, работающий в России, по-прежнему пользуется дешевыми кредитами?

Франк Шауфф: Европейские компании в России тоже страдают от этих ограничений. Формально на них запреты не распространяются, но банки стали высоко оценивать политические риски проектов в России. Поэтому финансирование таких проектов даже для европейских компаний сейчас очень затруднено, а для некоторых - невозможно. Впрочем, у многих компаний есть собственные ресурсы, для них это не проблема.

Как европейский бизнес относится к созданию Евразийского экономического союза, который начал действовать с 1 января 2015 года?

Франк Шауфф: Мы за этот интеграционный процесс, по опыту Евросоюза мы видим, что это рациональный шаг, который поможет экономике. У нас тесные отношения с Евразийской экономической комиссией, особенно по вопросам общей таможенной политики, технического регулирования.

Полностью интервью читайте в первых номерах "Российской газеты" 2015 года.