Новости

10.01.2015 09:01
Рубрика: Общество

Как Иосиф Сталин изменил Москву

Прогуливаясь по центру Москвы, мы то и дело натыкаемся на невероятные контрасты городского пейзажа. Вряд ли мы увидим в историческом центре другой европейской столицы широкие дороги, больше похожие на скоростные магистрали. Сумятицу в головы пешеходов вносят малоэтажные здания, соседствующие с гиганскими постройками. Эти изменения затронули Москву в правление Иосифа Сталина, когда воплощали в жизнь его план реконструкции города.

Старый европейский город должен был уступить место величественной имперской столице. Для реализации поставленной цели власти замышляли затронуть многие основы городского строения. Куратором реконструкции Сталин назначил Лазаря Кагановича.


Лазарь Каганович, Георгий Маленков, Иосиф Сталин, Андрей Жданов, 1947 г. Фото: РИА Новости www.ria.ru

Мне бы хотелось остановиться на изменении внешнего облика московских улиц.

Улицы

Согласно генплану, кривые, узкие улицы и переулки старой Москвы должны были стать в сталинском городе прямыми и широкими магистралями не менее 30-40 метров шириной.

Быстрее всех большие изменения коснулись мест, которые сейчас называются площадями Охотный Ряд и Манежная, а также нынешней Тверской улицы (улица Горького с 1932-1990 гг.).


Охотный ряд в Москве начала прошлого века. Фото: РИА Новости www.ria.ru

Охотнорядская площадь была рыночным местом, на ней стояли торговые лавки, где продавали товары, добытые на охоте (отсюда и название): дичь, мясо животных. То же самое происходило на соседней Манежной площади, где располагались торговые лавки и трактиры. Эти места, хотя и находились в центре города, считались одними из самых грязных в Москве и давно требовали реконструкции, однако строительство крытых торговых рядов не начиналось: купцы не хотели ничего менять, пока получали солидную прибыль.


Торговля на Охотном ряду. Репродукция. Фото: Евгений Леонов/ РИА Новости www.ria.ru

И только в 1932 при советской власти лавки снесли, а освободившееся пространство закатали в асфальт.


Военная техника на Манежной площади во время парада 7 ноября, 1965 год. Фото: Чернов/ РИА Новости www.ria.ru

Узкая извилистая улочка с гостиницами и магазинами, которой в то время была Тверская, должна была стать парадной улицей строящегося социалистического государства.


Тверская улица в начала XX века. Фото: РИА Новости www.ria.ru

Это выразилось в ее новой ширине (с 16 метров расширили до 50 метров, выпрямили), помпезности и огромных размерах строений, появившихся взамен скромных, малоэтажных зданий. В это же время в Берлине другой диктатор прорубал огромные магистрали для торжественных парадов и возводил громадные здания.


Тверская улица, 2012 года. Фото: Рамиль Ситдиков/ РИА Новости www.ria.ru

Генплан закрепил радиально-кольцевую структуру городских дорог. Она устоялась, дожила до наших дней и вряд ли ей на смену придет что-то другое. Тогда планировалось, что в городе будет 4 дорожных кольца.

Центральное полукольцо - уменьшенная копия современного Бульварного кольца - должно было располагаться ближе к центру города. Бульварное кольцо, тогда и сейчас имевшее форму подковы, планировалось замкнуть, проложив дорогу через Замоскворечье. Третьим кольцом должна была стать трасса, похожая по контуру на современное Третье транспортное кольцо. Четвертое кольцо должно было связать лесопарковые зоны города - Останкино, Сокольники, Измайлово, Введенские горы, Ленинские горы, Лужники, Краснопресненский парк, Петровский и Тимирязевский парки.

Именно в 30-е годы был готов проект окружной дороги (сейчас МКАД), и даже успели построить несколько участков, но началась война, работы свернули. Вернее, во время ВОВ МКАД сделали, но по упрощенной схеме, дорога была грунтовая и использовалась для переброски военной техники и войск. Для мирных нужд она не годилась.

Получается, что после смерти Сталина и до сегодняшнего дня во многом реализуется генплан 1935 года, хотя и с некоторыми изменениями.

Архитектура

Монументальная архитектура сталинской Москвы должна была показать достижения советского народа, достигнутые за первые две пятилетки. Снаружи все было огромным и выглядело великолепно, на самом же деле не все было так хорошо. Взять ту же Тверскую улицу: несмотря на внешний пафос появившихся зданий, в огромных домах обычно размещались коммуналки с одним туалетом на 10 квартир. Отдельные квартиры предназначались только для советской элиты.

Стремление быть впереди планеты всей привело к началу строительства в Москве в 1937 году самого высокого здания в мире. Отобрать пальму первенства у 381-метрового небоскреба "Эмпайр Стейт" в Нью-Йорке должен был Дворец Советов (420 метров). "Прославленная Эйфелева башня будет на 116 метров ниже Дворца Советов", -  говорил бодрый голос по советскому ТВ. Дворец Советов должен был появиться на месте Храма Христа Спасителя, взорванного ради этого в 1931 году, однако Великая Отечественная война не позволила завершить грандиозную стройку.


Проект Дворца Советов. Фото: Youtube.com

Советское руководство не церемонилось со старыми зданиями, которых сейчас очень сильно не хватает в историческом центре Москвы. Строения царских времен, жилые дома, церкви, варварски сносили. Тот случай, когда сначала все основательно уничтожали, а потом на очищенном месте строили новое. Знаменитый Страстной монастырь, основанный в середине 17 века, был снесен при Сталине ради расширения проезжей части.


Страстной монастырь. На картинке памятник Пушкину пока еще находится на Тверском бульваре, потом его передвинут. Фото: РИА Новости www.ria.ru

Теперь на месте монастыря стоит кинотеатр "Россия", построенный уже при Хрущеве.


Кинотеатр "Россия". Фото: Екатерина Чеснокова/ РИА Новости www.ria.ru

 

Именно в сталинское время архитектурному облику Москвы был нанесен невосполнимый урон. В уничтожении культурного наследия Москвы с ним может поспорить бывший мэр столицы Юрий Лужков, во время правления которого погибли сотни памятников архитектуры. Большая удача, что генплан 1935 года не был реализован полностью, иначе мы получили бы полностью враждебный для человека город: огромные здания, давящие на горожанина, и широкие магистрали, по которым проносятся сотни тысяч автомобилей, заставляя пешехода прижиматься к стенам домов и кричать в ухо собеседнику, чтобы быть услышанным.


Тверская улица, 2006 год. Фото: Владимир Федоренко/ РИА Новости www.ria.ru

Конечно, снести абсолютно все большевики не могли, для этого не было средств и ресурсов. Некоторые здания чудом устояли. Так, четырехэтажное здание театра им. Ермоловой (Тверская, 5/6) до сих стоит на своем месте, сильно выделяясь в сравнении со своими "высокорослыми" соседями, хотя его хотели снести и построить вторую очередь гостиницы "Интурист".


Театр М.Н. Ермоловой Фото: Яндекс.Карты

Здания, представлявшие ценность, по мнению властей, надстраивали или перевозили в другое место. Для перемещения здания его отделяли от фундамента и передвигали по рельсам. Лучше всего специальную технологию освоил советский инженер Эммануил Гендель, хотя известно, что в России уже были успешные попытки перемещать здания еще в 1812 году, когда рязанский плотник Дмитрий Петров передвинул деревянную церковь в городе Моршанске.

Согласно генплану, здания в центре города не должны были быть ниже шести этажей, поэтому некоторые из них надстраивали. Современное здание мэрии Москвы (Тверская, 13), до революции принадлежавшее генерал-губернатору, а потом Моссовету, до 1946 года было четырехэтажным.


Здание Москоского Совета, 1920 г. Фото: РИА Новости www.ria.ru

В 1946 году архитектор Дмитрий Чечулин надстроил дом двумя этажами. А еще раньше, в 1938 году, здание передвинули вглубь Тверской на 13,5 метров.


Здание мэрии Москвы. Фото: Юрий Артамонов/ РИА Новости www.ria.ru

Последние новости