Но прошло чуть более 10 лет, и о Назаровой уже никто не вспоминал. Последние годы жизни прошли в одиночестве, забвении и нищете. О нелегкой судьбе знаменитой дрессировщицы вспоминает сегодня "РГ".
Когда началась Великая Отечественная война Маргарите Назаровой было 15 лет.
Ее безоблачное детство прошло в Царском Селе (сейчас город Пушкин) под Ленинградом. От отца - лесника - ей передалась любовь к зверям. А мама - сельская учительница - прививала ей любовь к учебе, а однажды отвела в балетную студию при местном Доме пионеров. Там маленькая Рита на протяжении семи лет учила всевозможные па, становилась пластичной и артистичной.
Но началась война, и отец ушел на фронт, а мама с Ритой уехали к тетке в Павловск - маленький городок, недалеко от Пушкина. Когда немцы развили молниеносное наступление, была объявлена срочная эвакуация. Как назло, Рита в это самое время ушла в соседнюю деревню узнать, можно ли выменять кое-какие вещи на картошку. Мать эвакуировали, а девочку немцы взяли в плен. Поездом отправили в Гамбург. "Когда прибыли к месту назначения, нас выстроили у поезда, стали считать, - вспоминала впоследствии Маргарита Назарова. - Подошел гитлеровский начальник. Он внимательно осмотрел нас. Потом, улыбаясь, показал пальцем на меня. Меня вывели из толпы и на отдельной машине отправили работать служанкой в богатый дом. Там хозяйка относилась ко мне очень хорошо".
Маргарита работала служанкой. Немецкая семья даже отдала ее в школу, где девочка выучила немецкий язык. Но вскоре хозяин семейства отдал Маргариту в кабаре, где она стала танцовщицей. Однажды туда ворвались русские солдаты. Маргарита стала изо всех сил звать на помощь, кричать, что она русская пленная. Ее освободили.
В конце лета 1945 года Маргарита вернулась в СССР. Мать она нашла в Риге, а отец пропал без вести.
Чтобы заработать на жизнь, Назарова пошла на работу в Рижский цирк. Сначала выступала с акробатическими номерами, а потом стала вводить в свою программу собак и лошадей. После восьми лет работы, она решила попробовать себя в роли цирковой мотогонщицы, но вскоре поняла, что мотоциклы - это не ее. Она стала учиться искусству дрессировки.
По сути карьера великой дрессировщицы началась на съемках фильма "Опасные тропы". Для съемок этой картины киностудия "Мосфильм" приобрела трех уссурийских тигров, которые незадолго перед этим были выловлены в тайге, а четвертый - бенгальский тигр Пурш - был приобретен в Рижском зоопарке. В качестве дрессировщика был приглашен народный артист РСФСР Борис Эдер, а дрессировщиком-стажером был назначен Константин Константиновский. В одной из сцен героиня актрисы Лидии Юдиной Галина должна была спасаться от тигра на дереве. Но Лидия наотрез отказалась приближаться к опасному зверю, поэтому ей понадобилась дублерша. Ею и стала Маргарита Назарова.
Общаться с хищниками Назарову учил Борис Эдер. Он внушал начинающей дрессировщице, что у каждого животного есть свой характер и свои повадки и их надо знать, чтобы грамотно выстроить общение. Когда Назарова впервые приблизилась к Пуршу в клетке, тигр внимательно наблюдал за каждым ее движением, но не проявлял никаких признаков агрессивности. "Погладьте его", - предложил Эдер. Маргарита коснулась бока тигра. Пурш принял ласку. Но когда женщина хотела еще раз его погладить, тигр бросился на нее. Эдер урезонил хищника и с этого момента началась дружба между Пуршем и Маргаритой, растянувшаяся потом на многие годы.
Фильм "Опасные тропы" стал лидером проката 1955 года. За ним у Назаровой последовали съемки в "Укротительницы тигров". Но здесь она также была лишь дублершей Людмилы Касаткиной. Зато все глубже и глубже познавала искусство дрессировки тигров. В конце 50-х она вышла замуж за Константина Константиновского, и они вместе стали готовить цирковые номера с участием тигров.
У Назаровой постепенно выработалась собственная система дрессировки. Например, Маргарита не требовала от своих питомцев постоянного сидения на тумбах, и они могли свободно перемещаться по клетке во время пауз, необходимых дрессировщику для перестановки реквизита. Но как только реквизит был подготовлен и начинался очередной трюк, тигры дисциплинированно занимали свои места. Это придавало всему номеру атмосферу непринужденности. Но добиться такого послушания хищников было нелегко. Еще труднее было обеспечить безопасность дрессировщика. Однажды на репетиции во время отработки прыжка тигрицы Рады над головой Маргариты Назаровой тумба, с которой хищница прыгала, под напором задних лап сдвинулась. Это понизило траекторию полета в прыжке, и тигрица ненамеренно задела задней лапой голову дрессировщицы, сорвав с нее кожу вместе с волосами. Маргарите долго пришлось лечиться. Звери хоть и подчинялись ей, но хищник есть хищник. "И в ноги когти запускали, и в спину, - признавалась дрессировщица. - Спасибо, что мышцы не раздирали. Йодом помажешься и опять за работу". Однажды тигру Пуршу не понравился бант на голове Маргариты. Он посчитал его лишним и попытался сорвать. Назарова увернулась, но получила тяжелую травму - разрыв височной артерии.
Тигр по кличке Пурш со временем стал любимцем дрессировщицы. Говорят, ее часто видели с ним в Москве. Назарова выгуливала хищника на поводке, катала в машине. Этот трюк с машиной потом, кстати, вошел в "Полосатый рейс".
Назарова выезжала с Пуршем в тайгу, где тигр на свободе играл со своей хозяйкой. На одном из островков на Оби в Новосибирске Назарова обнаружила любовь тигра к воде. Позже один из номеров, подготовленных Назаровой и Константиновским, так и назывался - "Тигры в воде". Номер готовился в течение года. Назарова рассказывала: "В воду запускали пять тигров. Это очень красивое зрелище. Они плавали, прыгали в воде, играли друг с другом. Я плавала вместе с ними. Основные трюки выполняла с тигром Пуршем. Мы подходили с Пуршем к бассейну, он снимал с меня туфли, брал зубами за руку и вел к воде. На репетициях Пурш любил надо мной подшутить. Подбежит ко мне и хвать лапой за горло, хитренько так смотрит в глаза и начинает давить. В такие минуты я старалась приблизиться к тигриной морде и потереться об нее носом. Пурш убегал. Или в бассейне подплывет ко мне, положит лапу на мою голову и давай топить. Держит под водой несколько секунд, потом отпускает. Я в своих питомцев верила". По настоящему испугалась Маргарита только два раза. Первый случай произошел в Москве. Ассистентка не уследила за животными, те выбрались на улицу и отправились в кинотеатр, расположенный рядом с цирком на проспекте Вернадского. Еле удалось поймать хищников и отвести обратно в цирк. В Казани во время представления испортилась лебедка и артистка вместе с тигром и львом 15 минут качались над ареной. Тигр не выдержал и спрыгнул с большой высоты, а лев лежал спокойно. Качели спустили вручную. "У меня был такой стресс, что я попала в больницу, - призналась потом дрессировщица. - Я испугалась за зверя, который с такой высоты сиганул. Испугалась за зрителей, которые сидели под нами".
По одной из версий, история "Полосатого рейса" началась с визита в Москву в 1960-м году короля Эфиопии Хайле Селассие II. Никита Хрущев пригласил высокого гостя в цирк, специально на выступление Маргариты Назаровой. После программы дрессировщицу вызвали в ложу к партийным деятелям. Хрущев похвалился перед гостем: "Такие героические женщины есть только в Советском Союзе. О них кино нужно снимать!" Эти слова прозвучали как сигнал к действию.
Началась работа над сценарием "Полосатого рейса". В основу легла история о путешествии белых медведей на морском судне, которых отловили на острове Врангеля и переправляли в Мурманск. Когда до порта оставалось менее половины пути, звери вырвались из клеток и начали громить на теплоходе все, что им попадалось на пути. Об этом происшествии директору "Ленфильма" рассказал начинающий писатель Виктор Конецкий. Медведей в сценарии заменили на тигров. Назарова с удовольствием согласилась сниматься.
Приступая к работе над этой комедией, режиссер Владимир Фетин шутил: "Постараемся сделать веселый интересный фильм, если останемся живы..." Маргарита Назарова рассказывала: "Перед съемками я очень волновалась, но мои сомнения были чисто актерские. Как дрессировщица я не опасалась, что тигры будут плохо "играть". Но мне приходилось туго. Дублей в этом фильме не было, а были варианты. Зверь не может дважды повторить задание. Приходилось мгновенно реагировать на неожиданные повороты. Тигр Пурш вел себя как заправский артист. Остальные звери внесли немало коррективов. Почти все трюки мы делали в то время, когда животных на судне не было".
Евгений Леонов очень боялся хищников. Вместо него намыленным в ванне должен был сидеть Константиновский. Но сидеть спиной к тигру дрессировщик отказался. "Спиной - это не интересно и не смешно", - убеждал он режиссера Фетина. - "Нужно сидеть лицом к тигру. Поговорите с Леоновым". Режиссер не смог уговорить актера, но Константиновский убедил его все-таки сняться хотя бы в одном дубле. Леонов согласился. Артист сел в ванну. Когда намылил лицо, Константин подал знак впустить в декорацию тигра. Вошел Пурш, подошел к тумбочке, потом к ванне и неожиданно ткнулся носом в руку Леонова. Когда Леонов стал промывать водой глаза, он увидел уставившуюся на него морду тигра. И, дико икнув, очень естественно нырнул на дно.
Пурш попытался достать актера лапой. Леонов выскочил из ванны, голый бросился к выходу и вскоре оказался в рубке. Эту сцену потом пришлось согласовывать с министром культуры СССР Екатериной Фурцевой. Она дала добро на такой мужской "стриптиз". Сам Евгений Павлович не раз потом рассказывал об этом эпизоде на творческих вечерах.
А вот единственная съемка зверей на суше, куда они вышли "группой в полосатых купальниках", едва не закончилась трагедией. Одна из тигриц перепрыгнула через ограждение и оказалась на одесском пляже. Среди отдыхающих началась паника, но ситуацию спасла осветитель Тоня Иванова, которая бросилась навстречу зверю и ударила его по носу брезентовой рукавицей. Тигрица от неожиданности повернула обратно. Позже Василий Лановой назвал эпизод, в котором он принял тигров за пловцов в полосатых купальниках, своей любимой ролью. Оказалось, что Лановой просто отдыхал в Одессе, и его уговорили сняться в эпизоде за пятьдесят рублей - большая сумма по тем временам.
Назарова очень любила пересматривать "Полосатый рейс", который в 1961 году посмотрели более 30 миллионов зрителей в СССР. Наверное потому, что на кадрах остался ее любимец. Вскоре после съемок Пурш заболел и умер.
После смерти любимца несчастья стали преследовать знаменитую дрессировщицу.
Однажды тигрица Юлька, играючи запустила когти в голову Константину Константиновскому. У мужа Назаровой начался воспалительный процесс мозга. Врачи сделали ему операцию, но она прошла неудачно, и спустя семь дней Константиновский умер. Ему было всего 52 года.
Дрессировщица очень тяжело пережила смерть супруга, полтора года лечилась от нервного расстройства. Но потом все-таки вернулась в цирк, правда, ненадолго. Во время выступления в Пензе, ставшего последним в карьере Назаровой, один из тигров испугался и убежал со сцены. Его должны были поймать за кулисами помощники дрессировщицы, но они не успели захлопнуть клетку, и хищник вернулся обратно к стоящей спиной к нему дрессировщице. Тигр схватил Назарову когтями, подмял под себя и перепрыгнул через женщину. Назарова попала в больницу, и вскоре врачи запретили ей работать с хищниками.
Она уехала в Нижний Новгород, где когда-то ей дали трехкомнатную квартиру.
90-е годы стали тяжелыми для всей России. Назарова впала в настоящую нищету. Она жила одна в большой квартире с выцветшими обоями, среди старинной арабской мебели, полинялых скатертей и одеяла с нарисованным тигром, которое вместо ковра украшало одну из стен. О былой славе напоминала только фарфоровая композиция "Тигры", подаренная артистке когда-то давным-давно в Италии.
У нее не было даже чайника, поэтому когда к ней приходили гости или журналисты она виновато оправдывалась: "А чайник у меня развалился совсем, так что чайком вас не угощу. Сейчас коплю потихонечку деньги. К лету куплю себе симпатичный чайник". Но пенсия была мизерная - 400 рублей. Ее хватало только на то, чтобы каждый день съедать одну сосиску, 50 граммов сыра, хлеб. Раз в месяц Назарова баловала себя шоколадкой. Удивительно, но при всей скудности жизни Назарова всегда отказывалась от помощи. Ее приглашали пожить в гостинице Нижегородского цирка, чтобы хоть на время женщина смогла вырваться из нищеты. Но она всегда гордо качала головой: "Мне ничего не надо!" После очередной статьи в прессе о бедственном положении бывшей дрессировщицы президент Борис Ельцин назначил Назаровой дополнительное пожизненное ежемесячное материальное обеспечение. Она стала получать пенсию в размере 750 рублей в месяц, но это тоже не вырвало ее из нищеты.
Ее постоянно мучили жуткие головные боли - последствие перенесенных травм и стрессов. Так и осталось загадкой, почему матери не помогал родной сын - Алексей. Почему не увез к себе во Францию, где остался после гастролей в конце 80-х годов прошлого века. Алексей пошел по стопам родителей и тоже стал дрессировщиком. Свою дочь он назвал Маргаритой - в честь бабушки. И девушка также выступает в цирке, правда, не с тиграми, а с кошками.
Маргарита Назарова скончалась в полном одиночестве 25 октября 2005 года в возрасте 78 лет. Ее тело обнаружили спустя три дня после смерти. Соседи забили тревогу, вызвали милицию и стражи порядка вскрыли дверь. Великая дрессировщица покоится на Нагорном кладбище близ села Федяково. Ее похоронили за счет мэрии Нижнего Новгорода.