Как пояснила "РГБ" начальник управления по экономике отраслей ТЭК Аналитического центра при правительстве РФ Виктория Гимади, кризиса в обеспечении топливом из-за соблюдения правил техрегламента "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину..." быть не должно: "По данным минэнерго, уже по итогам 2013 г. доля бензина экологического класса 4 и 5 в структуре внутреннего потребления в России составляла 86%, дизтоплива - 70%.
В 2014 г. также наблюдался рост доли моторных топлив Евро-5 в структуре производства". "В ЦФО все нефтеперерабатывающие заводы перешли на производство топлива Евро-4 и Евро-5 еще с 2013 года. Единственный НПЗ, который до конца декабря 2014-го специализировался только на Евро-4, - Рязанская нефтеперерабатывающая компания, но экологические показатели топлива этой фирмы очень близки в Евро-5. Поэтому мы не ожидаем дефицита бензина и солярки на АЗС", - добавил заместитель гендиректора по торговле ГК "ТРАССА" Дмитрий Рыжков.
Чтобы избежать "конфликта" автомобиля с топливом, считает директор по операциям DPD в России Олег Коробкин, собственный автопарк компании или ее провайдеров должен соответствовать и превосходить допустимый класс экологичности бензина или ДТ. Однако достичь такого консенсуса будет непросто. "Учитывая экономическую ситуацию в стране, можно предположить, что в 2015 году мало кто будет заниматься обновлением автопарка, - уверен директор по транспорту FM Fresh Александр Дьяконов, - поэтому быстрого улучшения экологической ситуации от нововведений ожидать не приходится, а вот затраты на логистику у компаний будут увеличиваться быстрее, так как топливо подорожает. В тарифе на перевозку около 30% составляет именно стоимость топлива, поэтому изменения в цене окажут существенное влияние на стоимость услуг перевозчиков".
В современных условиях, конечно, никто не ожидает понижения цен на горючее, другой вопрос: насколько крутым будет рост стоимости? По мнению заместителя гендиректора компании Omnicomm Станислава Емельянова, только от перехода на стандарт Евро-4 цена увеличится незначительно: "Разница в цене Евро-3 и Евро-4 составляет около 1 руб. за литр или около 2,5 - 2,7%. Это неприятно, но не критично". Другое дело, что помимо улучшения качества у производителей и продавцов найдется тысяча причин для подорожания нефтепродуктов. И одна из них, как это ни странно, падение мировых цен на сырье, поскольку теперь именно внутренний рынок станет основной "кормушкой" нефтяных компаний.
"На стоимость моторного топлива в 2015 году будет влиять достаточно много факторов - изменение цен на нефть и валютного курса, темпы инфляции, общеэкономическая ситуация. Все эти параметры сейчас меняются достаточно резко. Также свое воздействие окажет утвержденный в конце 2014 года Закон о "налоговом маневре". Какой из факторов будет решающим, пока определить достаточно сложно", - считают Виктория Гимади и Дмитрий Рыжков.