Вас можно поздравить - вы только что закончили новую картину. Жанр ваш любимый - психологическая драма?
Дмитрий Астрахан: Это очень специфическая история. Про любовь. Как мужчины завели бордель и шантажируют жен. А женщины пытаются управлять мужчинами с помощью главного своего предназначения. Такая история о взаимоотношениях полов: как мужчины-идиоты пытаются вырваться, а женщины пользуются мужчинами и всеми их материальными возможностями. И мужчины даже не понимают, что их используют. Все как в жизни.
История выдуманная? Кто автор сценария?
Дмитрий Астрахан: Олег Данилов, с ним мы работаем вместе 30 лет. Он написал сценарии фильмов "Ты у меня одна", "Все будет хорошо", "Деточки"... И новый сюжет, который он придумал, мне понравился.
Вы там играете?
Дмитрий Астрахан: Нет, там играют молодые артисты, и хорошо это делают. В этом фильме моих актерских усилий не требовалось.
Сейчас к вашей солидной режиссерской фильмографии добавились десятки сыгранных вами киноролей. Как случился такой живописный кульбит?
Дмитрий Астрахан: Я очень благодарен Александру Митте, который во многом изменил мою жизнь, убедив меня сняться в фильме "Высоцкий. Спасибо, что живой". Это была его идея. Он меня, по сути, заставил, спровоцировал на присутствие и открыл для меня массу волнительных мгновений, связанных с актерской профессией. Оказывается, очень приятно быть артистом, если получается. Теперь я испытываю большое удовольствие еще и от этой стороны творческой жизни.
Что дается проще: быть актером или режиссером?
Дмитрий Астрахан: Актерская работа безответственней. Ты отвечаешь только за себя, потому это легче для меня в том плане, что меньше несешь нагрузки - пришел, сыграл, ушел. А когда ты снимаешь сам фильм, тут уже за все надо отвечать. Актерская жизнь беззаботней.
Вопрос в чем: почему Александр Митта принимает такое деятельное участие в вашей актерской карьере? Расскажите про ваши взаимоотношения.
Дмитрий Астрахан: А у нас любовь...
А я в другой газете работаю...
Дмитрий Астрахан: Если серьезно, все просто. У нас дружба старая, даже древняя. Он видел мой фильм "Изыди!", потом посмотрел "Все будет хорошо". С тех пор мы общаемся. Мне кажется, Александр Наумович Митта, возможно, во мне увидел человека, близкого по художественному взгляду, творческому методу. Года четыре назад он вел свои очередные курсы и предложил мне прочесть у него лекцию по режиссуре. Я прочел. Я рассказывал, как текст превращается в зрелище, много показывал, разбирая пьесу, что артист должен был бы сыграть, все разыгрывал. Видимо, это было заразительно. В итоге Александр Наумович сказал, что у него есть прекрасная роль, приди и попробуйся. Я так попробовался, что Митта испугался. И в тот же вечер я был утвержден продюсерами на роль в фильме "Высоцкий". Тут важно, что можно было бы сыграть хорошую роль и в другой картине, но это получилось бы менее заметно. А "Высоцкий" по всей ситуации оказался фильмом громким, с большим пиаром, множеством известных артистов вокруг. Я состоялся на хорошем фоне, в хорошей компании...
Получается, Митта - ваш крестный отец. Теперь вы должны сделать ответный жест, например снять его у себя.
Дмитрий Астрахан: Александру Наумовичу не надо играть роли, ему надо снимать кино. Я готов всегда его поддержать. Если пригодится моя профессиональная помощь, я всегда рад ее оказать как артист и как кто угодно. И когда он мне позвонил и сказал, что есть роль раввина в его фильме "Шагал - Малевич", я приехал и постарался все хорошо сделать.
В "Шагале - Малевиче" вы сыграли бесподобно. Такое впечатление, что вас там просто разорвет от эмоций. Что вы держали в голове, кроме текста?
Дмитрий Астрахан: Я вспоминал отца своего, как он разговаривал с детьми... Тут главное было понять: где боль, что меня обижает. Боль за сына в фильме - главный двигатель. А дальше ее надо было как-то выразить. Каждым шагом, жестом... Это неправда, что мы там живем и играем одновременно... Все это лицедейство. Ты помнишь, что ты играешь, и ты думаешь, где камера. Когда снимаешь хорошего артиста, он к камере стоит всегда очень выгодно, всегда сам найдет правильный ракурс, потому что у него в голове сидит: публика должна все четко понимать. Плохой артист играет как-то невнятно, смазано, он не чувствует адреса, для кого он это делает. А профессионал знает ответ на вопрос: для чего ты снимаешь кино? Для зрительного зала, где каждый - твой зритель.