Его подозревают в совершении особо тяжкого преступления - убийстве шести человек, в том числе ребенка. Если суд признает солдата виновным, то по армянским и по российским законам Пермякова ждет суровое наказание, вплоть до пожизненного. Разница заключается лишь в том, чей суд вынесет окончательный вердикт. А это уже зависит от "географии" следствия. Поручат его вести нашим военным юристам, то и судить рядового будут по российскому УК. Если уголовное дело заведут армянские правоохранители, значит, отвечать Пермякову придется перед местной Фемидой. Что, впрочем, не исключает отбытия им наказания на родине.
Что же касается фактов, то их сейчас скрупулезно собирают следователи и специальная комиссия военного ведомства России во главе с первым заместителем министра обороны Аркадием Бахиным. Офицерам из Москвы в том числе предстоит выяснить, почему солдат беспрепятственно ушел с поста с оружием и связано ли это с просчетами в работе его командиров.
Трагедия, разыгравшаяся утром в понедельник в частном доме N188 по улице Мясникяна в Гюмри, действительно ужасает. Вот как, по предварительной версии следователей, все происходило. Примерно в 6.30 утра в дверь дома кто-то постучал. 51-летняя Асмик Аветисян открыла, и тут же была убита выстрелами из автомата. Следом за ней преступник расправился с хозяином дома 53-летним Сержем Аветисяном. Тот в последние годы часто уезжал на заработки в Россию, но в роковой понедельник был с семьей. Список жертв пополнили его 35-летняя дочь Аида, 33-летний сын Армен, его жена 22-летняя Араксия и их маленькая девочка Асмик. Шестимесячного Сержа преступник порезал ножом. Ребенок в тяжелом состоянии находится в одной из местных больниц.
Об этой трагедии стало известно, когда в дом Аветисянов заглянула их родственница. Она и вызвала полицию, которая на месте преступления обнаружила автомат Калашникова, два десятка стреляных гильз и армейскую форму, судя по биркам, принадлежащую Валерию Пермякову. Подозрения пали на военнослужащего расположенной в паре километров от этого дома российской воинской части. А там уже искали пропавшего часового. Когда командиру позвонили местные правоохранители, была надежда: может, на Пермякова напали, отобрали оружие, из которого потом расстреляли Аветисянов. А для того, чтобы направить поиски убийцы по ложному следу, оставили в их доме автомат и форму.
Однако в ночь с понедельника на вторник, когда о трагедии в Гюмри уже знал президент Армении (он даже провел по этому поводу специальное совещание), когда соболезнования по поводу случившегося выразили министры обороны и иностранных дел России, Пермяков был задержан неподалеку от границы. Его взяли у села Баяндур - от него до Турции рукой подать. Взяли, заметим, российские пограничники, которые уже многие годы вместе с армянскими коллегами охраняют рубежи республики, а в связи с событиями в Гюмри в этот день несли службу по усиленному варианту. Беглый солдат был в гражданской одежде, с тремя мобильными телефонами, фонарем и 6 тысячами армянских драм в кармане - это около 13 долларов. Хотя документов у задержанного не обнаружили, не составило труда установить его личность: Валерий Пермяков, военнослужащий 102-й военной базы. В присутствии правоохранителей его позже передали командиру части.
Когда еще солдат был в розыске, в СМИ о нем написали много противоречивого. Например, что Пермяков психически болен, что еще в бытность курсантом учебки он сбегал из части. Но его бывшие сослуживцы называли Пермякова нормальным парнем и недоумевали, как он мог пойти на такое преступление.
Из своих источников корреспондент "РГ" достоверно установил следующее. Валерий Пермяков родился 15 января 1996 года - завтра ему исполнится 19 лет. Парень рос в неблагополучной семье: с матерью, отчимом и старшим братом, которого осудили за убийство. В армию Пермякова призвали осенью прошлого года из Забайкалья. Он был в учебке - в Чите готовился стать механиком-водителем танка. По этой же специальности служил на 102-й базе в Армении. Правда, служил совсем недолго - примерно месяц.