Их череду открывает "Несломленный" - вторая режиссерская работа Анджелины Джоли. В основе - полная трагических злоключений жизнь олимпийского бегуна Луи Дзамперини, участника берлинской Олимпиады 1936 года. В годы Второй мировой войны на долю атлета-итальянца выпали испытания, которые иначе как запредельными не назовешь. Дзамперини был бомбардиром американских ВВС, после крушения провел много недель в океане, борясь с голодом, волнами и акулами, попал в японский лагерь для военнопленных, где садист-комендант развлекался изощренным унижением узников, но выжил и в конце жизни осуществил свою мечту - совершил символический пробег по улицам олимпийского Токио. Этот уникальный образец человеческого мужества еще с 50-х годов привлекал внимание кинематографистов: тогда героя хотел играть Тони Кертис, позже интерес к этой судьбе выражал Николас Кейдж. Анджелина Джоли, которая уже с первой картины "В краю крови и меда" доказала свое умение делать "кино с мускулами", перехватила инициативу и сняла фильм, в плену которого остаешься долго: не отпускает его центральный образ, самоотверженно воплощенный Джейком О`Коннеллом, восходящей звездой Голливуда.
Биографические фильмы удаются редко. Нужна дистанция времени, чтобы герой сюжета успел уйти в область мифов: там автор фильма не скован необходимостью дотошно следовать фактам. С такой внутренней свободой снят, к примеру, "Амадей" Милоша Формана, имеющий больше отношения к легендам о Моцарте, чем к его реальной жизни. А вот уже российский фильм о Юрии Гагарине мало того, что сделан с оглядкой на официальную версию жизни первого космонавта, но и подвергся остракизму со стороны его родственников, и авторы были вынуждены сменить название. Многим памятен новейший скандал с хорошим, по отзывам, спектаклем о поэте Башлачеве: спектакль выдвинут на "Золотую маску", но запрещен родственниками. Биография - опасная штука: любую авторскую фантазию рубит на взлете.
"Несломленный" пытается пройти между Сциллой и Харибдой. Фильм отчетливо делится на три "акта", перебиваемые "интерлюдиями" в виде ретроэпизодов. Первый: сшибка авиации с ПВО над Японией. Второй: томительная одиссея героев в надувной шлюпке без еды, воды и надежды спастись. Третий: еще более томительные месяцы в лагере для военнопленных под Токио. И, понятно, торжествующая кода со справочным материалом в финальных титрах и кадрами с реальным Дзамперини. Картина открывается резкой, динамичной, отлично придуманной и снятой, даже по-своему величественной сценой, когда армада бомбардировщиков идет на задание, сбрасывает смертоносный груз на японские города и подвергается обстрелу над Тихим океаном. Режиссерская рука здесь крепка, монтаж стремителен и точен, мы чувствуем себя словно в пилотской кабине, эффект присутствия ни с чем не сравним. В этих боевых эпизодах 1943 года мы и встречаем главных героев картины и в их числе - немногословного Луи. Начало фильма - настоящий, динамичный, захватывающий кинематограф, шедевр виртуозного операторского мастерства (за камерой Роджер Дикинс). Однако наметившийся напряженный, пульсирующий ритм собьют перебившие повествование эпизоды бедового детства и бурной юности героя. Нормальный фильм спокойно мог бы обойтись без указующих ретроспекций, но байопик считает нужным подробно показать, как закалялась сталь столь непростого характера и как мудрый, хотя и немудреный, завет брата Пита поможет парню выстоять в испытаниях. Эпизоды, кто спорит, дают необходимую информацию, но фильм начинает напоминать школьную характеристику: пункт за пунктом отмечает "положительные качества" своего героя, "факторы", ставшие его путеводной звездой. Плоской иллюстративности здесь не избежали даже такие опытные волки, как братья Коэн, каким-то боком причастные к драматургии картины.
Иллюстративность серьезно портит фильм, но по ходу действа это ощущаешь как незначительную, хоть и досадную помеху. Зато лучшие сцены становятся опытом выживания, который не скоро забудешь. Режиссура неровная, ее диапазон - от трудно переносимого натурализма до патетики, впрямую апеллирующей к христианским мифам о кровавом пути на Голгофу. Но Анджелине Джоли, едва ли не единственной женщине в этом фильме, не откажешь в умении делать кино редкостно мужественное. Она добилась ощущения, что ты пережил все это в реальном, бесконечном и безнадежном времени. В роли садиста-коменданта типажно хорош японский рок-идол Миява (в миру Такамаса Ишихара), самоистязание Джейка О`Коннелла в главной роли граничит с подвигом, и 24-летний актер, вполне вероятно, станет номинантом "Оскара". Думаю, можно смело прогнозировать особенно благосклонное внимание академиков к этой картине; возможно, она даже войдет в число главных претендентов на премии - фильмы, прославляющие силу человеческого духа, всегда в цене.