Галина Алексеевна, Ассоциация учителей России подготовила проект концепции филологического образования, который тут же стал объектом критики. Некоторые учителя опасаются, что всех заставят работать по единым учебникам, программам. Много споров вокруг обязательного списка литературы.
У вас претензии к концепции есть?
Галина Черных: Я не чувствую никакой опасности, это всего лишь документ, который будет дорабатываться. Произведения, которые представлены в списке, в большинстве своем связаны с нашей историей, которая ребенку часто становится понятной именно через слово писателя, а не через факты учебника. Зачем же лишать ученика такой возможности? Почему бы о сталинских репрессиях не рассказать, опираясь на отдельные главы или эпизоды романа "Архипелаг Гулаг"? Можно потрудиться и сопоставить главы из романов Солженицына и Прилепина "Обитель". Мы должны найти такое слово, такой подход, чтобы дети услышали и захотели слушать дальше. Книги имеют тайну выбирать не только своего читателя, но и поколения читателей.
Не ограничит ли концепция свободу и творчество учителя? Вся страна сегодня изучает Шолохова, завтра - Чернышевского, послезавтра пишет диктант на проверку пунктуации...
Галина Черных: В основных положениях есть "вариативность в обучении" и "недопустимость унификации методов и приемов". Многим не нравится определение "единое культурное поле". Но ведь на нем выстроена вся концепция музейной, выставочной работы, репертуар театров... Да и мы, говорящие на разных языках, понимаем друг друга и потому, что знаем Шекспира, Сервантеса, всем миром читаем Чехова и Достоевского. Я хорошо помню нашу растерянность на лицейских вступительных экзаменах в 90-х годах. Одни абитуриенты читали Экзюпери, а другие - басни Крылова, третьи в подробностях изучали сквозную тему игральных карт в мировой литературе. Кого-то выучили устному монологу и даже письму, а кто-то протанцевал произведение (и такие методики были). Вот этого я точно не хочу.
Сейчас много говорят о западных методах преподавания литературы. В некоторых французских школах список литературы, изучаемой в предстоящем учебном году, выдают учителю перед началом занятий. Начинается лихорадочное знакомство с книгами... Как об этом говорить, как учить? Мне жаль французов.
2015 год объявлен Годом литературы. Именно словесники больше всего возмущались тем, что этот предмет теперь надо сдавать в виде тестов. Может, по такому случаю отменить ЕГЭ по литературе?
Галина Черных: Зачем? Ученики и учителя работали не один год. ЕГЭ - некий итог нашего общего труда, и тому, кто трудился честно, есть что показать.
Знакомый учитель рассказал: "Проходим Горького. Ученик тянет руку: "На дне" - это про водолазов?" Как вернуть любовь к книге или литературная речь уже прочно вытеснена SMS-ками и соцсетями?
Галина Черных: Сегодняшние дети - визуальщики, их окружает огромное количество рекламы, всевозможных слоганов, плакатов, картиночек, которые несут много информации. Гаджеты - бизнес и мощное отвлечение от чтения, которое становится уделом элиты. Соревноваться нет смысла. Учитель должен подстраиваться под современного ребенка, все это осваивать, может, даже в чем-то ломая себя. Дети в этом отношении, как сказал Николай Петрович Кирсанов из романа "Отцы и дети": "Лучше нас". И нам эту горькую пилюлю проглотить придется. У себя на уроках я разрешаю пользоваться электронными книгами, но только формата А-4. В конце концов, это удобно хотя бы потому, что не приходится таскать тяжеленные портфели. Смартфоны, телефоны на уроках категорически запрещены.
Правда, что у вас некоторые ученики создали в соцсетях странички от имени Евгения Онегина?
Галина Черных: Да, я говорю им: "Можете сделать страницу в "Википедии", написав про литературного героя, или создать страничку "ВКонтакте". Но обязательно должны там отразить круг его друзей, интересов, дать иллюстрацию. И все это должно соответствовать исторической правде. Детям нравятся такие задания: они пишут "напоминалки": там будет бал, там - детский праздник. В конечном итоге вся эта работа сводится к тому, чтобы ученики еще и еще раз обратились к тексту.