Новости

13.01.2015 00:41
Рубрика: Экономика

Облако с гарантией

Важную роль в выборе провайдера играет его надежность
Еще пару лет назад облачные технологии ассоциировались с чем-то "туманным" и непонятным. Облака использовались для размещения чего-то дополнительного или необязательного. Проще и понятнее хранить информацию и ИТ-инфраструктуру в офисе компании. Но это далеко не всегда эффективно, так как, например, системы хранения данных со временем перестают "тянуть", ноутбуки и софт устаревают, при этом почти все настольные рабочие станции используются максимум на 15%.

Облачные платформы постоянно развиваются, часть из них уже сегодня специализируется на создании и сопровождении полностью облачной ИТ-инфраструктуры компании. Достаточная зрелость предложения и потребность в гибкости и финансовой эффективности со стороны бизнеса привели к популярности использования "ИТ как услуги", особенно для компаний среднего и малого бизнеса. Конечно, в облаке (как и при любой ИТ-организации) есть множество различных рисков, таких как утрата данных, конфиденциальности и доступа к данным, невозможность оперативного увеличения требуемых ресурсов, сложность или невозможность обновления программного обеспечения, поэтому важно определить, насколько актуальны и реальны эти риски. Полученные от облачного сервис-провайдера ответы на вопросы по их оптимизации очень важно сравнить с ответами на те же самые вопросы ИТ-специалиста (штатного или аутсорсингового), предлагающего решение в офисе.

Облака бывают разные по уровню сервиса. Безопаснее использовать облака более низкого уровня, оказывающие услугу "инфраструктура как сервис" (IaaS). В этом случае предоставляются только серверные и сетевые мощности, а также часть инфраструктурных сервисов. Уровень операционной системы и прикладного программного обеспечения может регулироваться самостоятельно ИТ-службой клиента или доверенным ИТ-аутсорсером. Важнейшим плюсом при использовании IaaS-сервиса является отсутствие необходимости менять "пользовательский опыт" при переезде в облако.

При выборе облачного провайдера необходимо изучить два ключевых документа: Service Level Agreement (SLA - соглашение об уровне сервиса, правила оказания услуг) и Non-disclosure agreement (NDA - соглашение о конфиденциальности). Важные для вас процессы обязательно должны быть описаны SLA/NDA.

Прежде всего нужно определить зону ответственности облачного провайдера, так как важно понимать, за что отвечаете вы или ваш ИТ-специалист, а за что - провайдер. Обычно при предложении клиенту услуг по модели IaaS провайдер забирает на себя практически всю аппаратную часть, остальное же остается на стороне заказчика.

Важную роль в выборе облачного провайдера играют его гарантии качества и надежность. В SLA практически у всех провайдеров прописываются магические цифры SLA 99,9%, 99,95%, то есть процент работоспособности (доступности) облака в течение определенного времени. Важен диапазон времени учета. Так, при гарантии работоспособности сервиса с максимальным простоем не более 8 часов в год, может получиться так, что окно 8 часов может быть один раз в год непрерывно, а это целый рабочий день, что недопустимо, но провайдер не понесет за это ответственности. Если учет идет помесячно, то это не более 40 минут в месяц, что вполне допустимо.

Не стоит забывать и о качестве доступа к облаку - его необходимо проверить со всех "точек" вашего бизнеса, включая удаленных сотрудников. Провайдер должен нести ответственность за своих интернет-операторов, которых он выбрал при подключении облака к Интернету.

При оценке надежности провайдера следует обращать внимание на архитектуру платформы и процедуры ее эксплуатации. Также важно знать, какую финансовую гарантию готов нести провайдер, насколько его процедуры готовы к возможным существенным авариям, которые могут вывести из строя любой элемент инфраструктуры. Резервное копирование - еще один из неотъемлемых элементов надежности облачного провайдера. Очень редко его включают в тариф по умолчанию, чаще всего оно предоставляется за дополнительную плату или отдается на ваше усмотрение, поэтому необходимо знать, как оно осуществляется: что, когда, куда копируется, как можно получить доступ к резервным копиям, как проверить и т.п.

Немаловажен вопрос обеспечения конфиденциальности данных. В NDA (соглашении о конфиденциальности) должны быть прописаны: определение конфиденциальной информации, регламент доступа и обработки провайдером конфиденциальной информации клиента, ответственность провайдера за нарушение конфиденциальности.

Также в SLA должны быть прописаны дополнительные инфраструктурные сервисы (если есть), права провайдера на предоставление программного обеспечения в аренду, процедуры и формы технической поддержки, доступность самообслуживания портала (возможность самостоятельно изменять параметры виртуальных машин, сетей и других арендуемых ресурсов) и ответственность провайдера при расставании. К сожалению, некоторые провайдеры делают бизнес по-египетски: залезть на верблюда - 1 доллар, слезть - 5, что не увеличивает доверие к облакам. В SLA должны быть четко прописаны процедуры передачи образов виртуальных машин, формы передачи и сроки, а также процедуры удаления и "зануления" удаляемых данных. Удобно, если эти функции вынесены в портал самообслуживания. Важно проверить устойчивость провайдера: сколько он существует, что о нем пишут, кто его клиенты и т.д.

Важнейшее облачное свойство - минимальная ответственность ИТ-специалиста при принятии решений об использовании тех или иных облачных ресурсов, поскольку эластичность облака дает возможность менять используемые мощности и сервисные решения хоть ежедневно. В этом главное отличие облака от традиционных ИТ. Однако пока этот способ мышления не очень распространен у ИТ-специалистов, обслуживающих традиционные ИТ.

Максим Захаренко, генеральный директор компании "Облакотека"

Экономика Отрасли Связь Digital Интернет