По мнению 56% руководителей, КПО должно быть частью социального пакета в любой организации, на личное рассмотрение каждого работодателя готовы оставить этот вопрос почти 40% топ-менеджеров.
Главной причиной отказа от участия в КПО служит недоверие ко всей пенсионной системе в целом - таково мнение 53% опрошенных служащих. Также преградами они назвали отсутствие информации и недоверие к конкретному работодателю. Наиболее распространенная сегодня форма участия организаций в пенсионном обеспечении своих сотрудников - это единовременные выплаты при выходе работника на пенсию (26%). Каждый пятый сотрудник отметил участие работодателя в госпрограмме софинансирования пенсий. Четверть работодателей (26%) не реализуют никаких мер пенсионного обеспечения.
Участники рынка считают, что для эффективного развития КПО нужны усилия и государства, и работодателей. "Со стороны государства, безусловно, необходимо стимулирование работодателей, причем как финансовыми методами, а это в первую очередь предоставление налоговых льгот, так в перспективе и организационными, - отметил первый заместитель исполнительного директора НПФ "Благосостояние" Максим Элик. - Со стороны предприятий возможно включение КПО в состав соцпакета - для самой компании это станет эффективным инструментом кадровой политики, а для сотрудников - существенным мотивирующим фактором".
В НПФ Сбербанка также считают, что прежде всего нужно мотивировать работодателей к внедрению корпоративных пенсионных программ (КПП) для своих работников, создавая благоприятный налоговый климат, при котором будет более выгодно участвовать в пенсионных программах и работникам, и работодателям. Кроме этого, необходимо усилить информационную и образовательную деятельность для повышения финансовой грамотности не только среди работников, но и работодателей.
Президент Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов (НАПФ) Константин Угрюмов считает, что сегодня реальных стимулов для развития добровольного пенсионного обеспечения мало. "И дело не только в налоговых льготах, - подчеркнул он. - Корпоративные программы могут развиваться только при наличии у предприятий свободных оборотных средств, которых в нынешних условиях просто нет. И тот минимальный процент российских компаний - около 15%, - которые имеют возможность ввести КПП, уже давно сделали это. Как правило, это крупнейшие корпорации". Очевидно, что в таких условиях трехуровневая пенсионная система, предлагаемая минтруда, в которой на КПП приходится до 40% коэффициента замещения утраченного заработка, работать не будет, добавил Угрюмов.
"Основное препятствие для развития КПО - это недостаточно желание самих компаний этим заниматься, т.к. для большинства это обязанность, лишние расходы. Поэтому они и ждут от государства "пряников" в виде налоговых стимулов. Но, думаю, что и стимулы тут мало помогут", - согласился с Угрюмовым директор по стратегическому развитию УК "Альфа-Капитал" Вадим Логинов. По его мнению, двигателем развития корпоративных систем должна стать экономическая целесообразность и деловая практика. Пенсионный план от работодателя должен быть "обязательным" элементом социального пакета, как белая зарплата и уже прижившееся ДМС, без этого должно стать труднее конкурировать за профессиональные квалифицированные кадры. Отсутствие такого плана должно снижать стоимость корпоративного бренда в глазах общественности. Работники и представляющие их интересы профсоюзы должны понимать важность наличия добровольных механизмов пенсионных накоплений и требовать этого от работодателей. Без добровольных механизмов всю пенсионную систему не сбалансировать, убежден Логинов.
Наступивший год эксперты называют непростым для экономики, но, по мнению Максима Элика, периоды турбулентности, сдерживающие развитие экономики, коренным образом не влияют на подход населения к долгосрочным накоплениям. "Люди, однажды принявшие решение откладывать на старость, не перестают интересоваться способами и возможностями копить - мы видим это по итогам 2008 года, видим по опыту западных стран", - отметил он. Что касается сохранения компаниями финансирования КПО в моменты спада экономики - в том числе для этого и нужна поддержка со стороны государства, добавил Элик. По мнению Константина Угрюмова, высокие темпы роста добровольной пенсионной системы в этом году маловероятны. "Надеяться на то, что люди сами понесут деньги в добровольную пенсионную систему, не имеет смысла. Порядка 80% россиян получают маленькие зарплаты, которых едва хватает на обеспечение текущих потребностей. Учитывая сложную экономическую обстановку, объем взносов в НПО в 2015 году может быть снижен", - сказал он.
Вадим Логинов напомнил, что в этом году обязательные накопления заморожены, поэтому нужно больше заниматься добровольными механизмами. "В России, кстати, с 1 января появился новый инструмент - индивидуальный инвестиционный счет (ИИС), по которому будут применяться налоговые стимулы, - отметил эксперт. - Для инвестирующих на 3 года до 400 тысяч рублей в год будет действовать вычет 13% НДФЛ и возврат до 52 тыс. руб. в год. Это не пенсионный счет в чистом виде, но механизм, который под личный "пенсионный фонд" вполне можно использовать". По словам Логинова, сбережения граждан должны стать инвестициями, такая задача поставлена президентом в недавнем послании Федеральному Собранию, и ИИС могут этому заметно поспособствовать. Сейчас суммарные инвестиции физических лиц (в ПИФах и индивидуальном ДУ) составляют менее 0,2% к ВВП. В других странах БРИКС это 5%, в странах Восточной Европы - около 10%, что уже существенно для экономики и национального финансового рынка. Активы российских НПФ - 3% к ВВП, а в развитых странах эта доля достигает 70%. "В России поставлена задача довести суммарные инвестиции до 25% ВВП. И существенную часть этой цифры должны и могут составить пенсионные деньги", - заключил Логинов.