С технической точки зрения Wi-Fi для стадиона, конечно, отличается от Wi-Fi для дома. Основная сложность - это огромное количество пользователей, ведь одновременно смотреть матч могут 20, 40, а то и 80 тысяч человек, и по меньшей мере 30 - 40% из них хотят иметь доступ к Интернету. "Стадион - это не офис, где можно поставить несколько точек доступа, к которым каждый сотрудник получит доступ со своего ноутбука или компьютера, - рассказал менеджер по продукции Huawei Russia Enterprise Business Group Сергей Аксенов. - Сложность в обеспечении Wi-Fi высокой плотности на спортивном сооружении состоит в том, что если поставить большое количество точек доступа, чтобы обеспечить необходимую емкость и производительность, то они попросту "забьют" друг друга и ничего работать не будет. Поэтому необходимо узкое секторальное планирование и точное направление антенн". Сами точки доступа, по словам эксперта, должны работать на разных каналах, а размещать их можно либо за последним рядом кресел, либо под креслами, либо на специальных креплениях под крышей. По такому же принципу можно строить сети Wi-Fi высокой плотности и в других замкнутых аудиториях, например, в конгресс-центрах.
Что же дает владельцам стадиона Wi-Fi высокой плотности? По словам экспертов, здесь есть некоммерческая, сервисная сторона и коммерческая. Первая - это обеспечение доступа в Интернет в дни матчей представителям СМИ и администрациям команд. Вторая часть намного шире - сетевое покрытие позволяет не только окупить затраты на него за счет привлечения большего количества посетителей, но и принести прибыль, заставив этих посетителей больше тратить. "Сегодня доступ в Интернет нужен всем, - убежден зам. генерального директора Amsterdam Arena Advisory Сандер ван Стипаут. - Болельщикам надо предложить больше, чем если бы они остались смотреть матч дома на диване. А для этого нужны хорошие сети".
Еще совсем недавно на Amsterdam Arena не было ни качественной связи, ни Wi-Fi. Однако стадион, по словам ван Стипаута, воспринимается как "инновационная лаборатория", поэтому решено было внедрить на нем Wi-Fi высокой плотности и сетевую инфраструктуру для его полноценного использования. Благодаря этому у болельщиков появилась возможность через установленное на телефоне или планшете приложение покупать билеты на матчи онлайн, заказывать парковку и даже еду и напитки, которые в день состязания доставляют прямо на место зрителю матча. Кроме того, появилась возможность предоставлять болельщикам статистику игр, а также повторы видео с любого угла - их можно смотреть прямо на собственном девайсе. Именно видеоконтент ван Стипаут считает основным драйвером потенциальной прибыли для стадиона, ведь в приложениях может размещаться реклама, а болельщики, пересылая видео своим друзьям или публикуя ссылки на него в соцсетях, становятся промоутерами.
Такие же решения планируется внедрять и на российских стадионах. "Кроме возможностей общения в социальных сетях, обмена фото и видео, болельщики смогут проголосовать за лучшего футболиста или лучший забитый мяч встречи, просмотреть статистику клуба и конкретного игрока, повторы голов и спорных моментов матча. Также болельщики смогут заказывать еду и напитки на свое место на стадионе", - рассказал Сергей Аксенов.
По словам директора по развитию "Спорт Бизнес Консалтинг" Александры Савраевой, необходимо понимать, кто будет управлять спортивным объектом и какой клуб будет играть на нем, чтобы рассчитать, какую инфраструктуру внедрять. Одним из самых успешных проектов в мире она назвала стадион "Спортинг парк" в Канзас-Сити. Специальная платформа объединяет мобильное приложение, CRM-систему и базу данных. Благодаря этому возможны опять же повторы ключевых моментов матча с любой точки, статистика, навигатор по стадиону, к тому же система интегрирована с соцсетями, прямо в ней можно проводить конкурсы клуба. "Клуб собирает всю информацию о потребителе - какой хот-дог ел, какого игрока комментировал. Это позволяет формировать уникальное предложение для каждого клиента. Вы знаете, что его порадует скидка на майку с футболистом, который ему нравится", - отметила Савраева.
Впрочем, и представители спортивных сооружений, и сами болельщики не уверены, что стоит полностью копировать зарубежный опыт - нужно все-таки учитывать российскую специфику. Например, на стадион "Открытие Арена" (домашний стадион футбольного клуба "Спартак") вместимостью чуть больше 40 тыс. чел. продано больше 20 тыс. абонементов. То есть покупка электронных билетов на матчи для этих людей не актуальна, не нужен им также и предварительный заказ еды, и даже видеоповторы. Для того чтобы заставить этих людей тратить больше на стадионе, и представителям технологических компаний, и владельцам стадионов нужно будет подумать, как адаптировать инновационные решения под Россию.