Законопроект предусматривает возможность обращения в федеральную собственность имущества оборонных предприятий. Для чего нужна эта мера?
Роман Палочкин: Эта мера, в случае принятия закона, будет своего рода жестким предупреждением. Укрепление обороноспособности и безопасности государства всегда является стратегическим интересом государства. Производители продукции для нужд обороны и безопасности должны осознавать это на этапе принятия решения о заключении контрактов. Оценивать свою возможность исполнить государственный контракт на поставку оборонной продукции. Должны понимать меру ответственности за неисполнение своих обязательств.
Сейчас в стране сложная ситуация, и неудивительно, что бизнес, взявший госзаказ, не всегда может с ним успешно справиться. Конечно, речь идет о сроках, качестве его исполнения. Пока законопроект активно обсуждается бизнес-сообществом, мы не услышали ни одного рационального предложения. Никто не попытался разобраться в проблематике. Документ, по сути, защищает бизнес, избавляя его, видимо, в сложной ситуации, в которую он попал, от исполнения ставших непосильными для него задач по производству, срокам, качеству, к примеру, запчастей для танка, подводной лодки, ракеты. Таким образом, государство будет уверено, что гособоронзаказ будет исполнен в любом случае, поскольку появится возможность законным путем выкупить имущество, с использованием которого осуществляется производство непосредственно оборонной продукции, покрыв при этом бизнесу, оказавшемуся в сложной ситуации, все убытки по рыночной стоимости. Но это, подчеркну, крайний случай.
На какие предприятия предполагается распространить действие этого документа?
Роман Палочкин: Хочу сразу обратить внимание на то, что проект не допускает возможности обращения в федеральную собственность предприятия как юридического лица со всем имеющимся имуществом, в том числе ценными бумагами, долгами, правами интеллектуальной собственности и др. Это имущественно-технологические комплексы предприятий, которые работают в рамках гособоронзаказа. По сути, проект закона урегулирует отношения между государством и частными собственниками, юридическими лицами. Это не "захват" частного имущества на всех уровнях власти, а именно цивилизованный подход к выкупу этого имущества. Мы предполагаем внести изменения в Гражданский кодекс, установив возможность обращения имущества в федеральную собственность (как это сделано в отношении земель, как это осуществлялось при подготовке к Олимпиаде в Сочи), т.е. возможность выкупа государством имущества организации, которая участвует в гособоронзаказе.
Наш проект не затрагивает физических лиц. Он не затрагивает ранее приватизированное имущество, землю, жилые помещения, заложенное имущество, ценные бумаги.
Много ли таких производств?
Роман Палочкин: По сути, это единичные случаи, массового характера здесь нет. В основном речь, конечно же, идет о крупных производствах. Но вопрос не в размере бизнеса. Он в исполнении обязательств предпринимателями, взявшими гособоронзаказ. Проблемы оборонного комплекса мы не обсуждаем. Мы обсуждаем проблему взаимодействия государства и бизнеса. Вопрос объективно сводится к тому, что у государства есть приоритетные направления, государство тратит деньги на покупку определенной продукции для выполнения стратегических задач, предоставляет льготы для бизнеса (субсидирование и др.), а некоторые компании, работающие в таких сегментах, не выполняют свои обязательства перед государством. Применение каких-либо санкций к любому участнику общественных отношений возможно только при наличии четко прописанной процедуры их применения.
Законопроект именно это и предусматривает.
Так каков должен быть механизм обращения имущества в собственность?
Роман Палочкин: Процесс должен проходить в несколько этапов. Прежде всего силовое ведомство или минпромторг в рамках контроля за исполнением работ по гособоронзаказу определяют проблемы, в том числе влекущие риск срыва сроков поставки. Ведомство направляет в правительство запрос о том, что есть определенное имущество и его нужно выкупить, чтобы процесс производства продукции был практически беспрерывным.
Правительство как главный собственник федерального имущества дает поручение Росимуществу разобраться в ситуации и понять, имеется ли подобное имущество для выпуска такой продукции или нет. Если в государственной казне подобное имущество есть, то оно выкупаться не будет, и к исполнителю станут применяться иные санкции (штрафы, неустойки), возможна дисквалификация директора предприятия.
Если подобное имущество отсутствует в казне, то правительство принимает решение о его обращении в федеральную собственность.
После этого проводится оценка, а собственник получает предложение о выкупе с определением рыночной стоимости, а также размера убытков. При этом он всегда может согласиться или оспорить предложенную стоимость за имущество.
Вы предлагаете установить новую меру ответственности для исполнителей гособоронзаказа. В чем она заключается?
Роман Палочкин: В возможности приобретения государством этого имущества, которое используется в рамках гособоронзаказа. Если он не исполняется, то вводится мера ответственности. В законодательстве сейчас определена мера ответственности, к примеру, за незаконный вылов водных и биологических ресурсов. В этом случае может быть конфисковано судно. В нашем случае мы предполагаем, что это будет принудительный выкуп. Но, подчеркну, возможность оспаривания решения в суде никто не отменял.
Минэкономразвития, как часть той цепочки, которая участвует в имущественных отношениях, всегда рекомендует бизнесу не срывать сроки гособоронзаказа. Всегда стоит помнить о том, что при определенных экономических ситуациях бюджет РФ не резиновый, страна не готова покупать все и помогать всем. Кроме того, это имущество потом надо будет эффективно использовать, то есть необходимо определить правообладателя со стороны государственных организаций, которые будут заканчивать оборонный заказ.
В любом случае имущество после принудительного выкупа в казне не останется. Государство не собирается заниматься и расширять свою сферу деятельности в бизнесе. А вот если для выполнения гособоронзаказа необходим тот или иной уникальный станок, которого нет в государственной казне, то его, наверное, есть смысл выкупить. И государство купит, несмотря на трудности. Лучше, если этого не произойдет, потому что это, во-первых, сэкономит финансовые ресурсы государству, во-вторых, время и усилия, которые нужны будут для определения и наладки производства в новой структуре.
Давайте поставим себя на место бизнесмена, который в этой процедуре будет участвовать. Он получит деньги, и дальше перед ним будет дилемма: начинать ли какое-то новое производство, новый бизнес. Может, он поймет, что не силен в гособоронзаказе, что это не его "конек". И сделает вывод: переориентировать свой бизнес. В стране организованы бизнес-инкубаторы, территории опережающего развития, особые экономические зоны, имеется механизм предоставления субсидий малому и среднему бизнесу, то есть весь инструментарий имущественной и информационной поддержки малого и среднего бизнеса.
В каком случае собственник получает гарантированное право на компенсацию?
Роман Палочкин: Собственник в любом случае получает права на компенсацию рыночной стоимости. Это правило. Общественные слушания показали, что часть общества считает наши предложения правильными, другая - предлагает даже расширить этот законопроект, до выкупа всего предприятия со всеми долгами и иным имуществом.
Предусмотрен ли механизм защиты прав хозяйствующих субъектов?
Роман Палочкин: Закон предусматривает возмещение рыночной стоимости имущества и убытков. С момента принятия решения о выкупе этого имущества лицо, которое им пользуется, может продолжать его использование. Но при этом несет материальную ответственность за порчу имущества. Мы предполагаем, что весь процесс при абсолютно адекватном стечении обстоятельств будет укладываться в год с момента поступления предложений от государственного органа до момента выкупа.
Каждое ведомство участвует в бюджетном процессе и тщательно планирует свои затраты. Купить все что угодно за любые деньги уже не получится. В минобороны отлично понимают, что в случае принудительного выкупа придется перераспределять денежные средства с одной статьи затрат на другие. Сомневаюсь, что силовому ведомству предусмотрены какие-то дополнительные денежные средства за рамками бюджетного процесса.
Если на этом выкупаемом предприятии работает, предположим, 500 человек? Что будет с этими людьми?
Роман Палочкин: В рамках законопроекта мы на этот вопрос не ответим. А в рамках Трудового кодекса возможно. Бизнесмен получил деньги за заказ. Авансирование прошло, а заказ не исполнен. Он получает деньги за оборудование и всю социальную нагрузку несет самостоятельно. Если все деньги оставит себе - это его решение. Трудовой кодекс позволяет увольнять людей, уведомив их за два месяца и обеспечив им компенсационные выплаты.
Когда закон может быть принят?
Роман Палочкин: Сейчас преждевременно об этом говорить. Для начала нам необходимо обсудить законопроект с бизнес-сообществом, экспертами и заинтересованными ведомствами, проработать с экспертами их замечания, ответить на их вопросы и выслушать их рекомендации, и только после этого правительство может принять решение о внесении его в Госдуму.