Отметив Новый год, навестив бабушек и дедушек, я постаралась побыстрее вернуть своих мальчишек в привычный ритм жизни. Конечно, вставать в 8, жестко планировать прогулки и поездки, чтобы успеть домой к обеду и вовремя уложить детей спать, непросто. Но справляться с детской усталостью и капризами гораздо сложнее. Для нашей семьи режим - это вовсе не пережиток советской системы и не ругательное слово, а возможность успевать все, что надо, с максимально взаимным удовольствием.
Нужен ли ребенку режим? Споры на эту тему ведут авторы книг о воспитании детей и мамы в социальных сетях. Одни считают, что режим годится только для "колоний строго режима", а детям нужны любовь, ласка, внимание родителей и, конечно же, свобода в познании мира и себя. Свободолюбивое воспитание развивает самодостаточную, уверенную в себе личность. И вообще, ребенку нужна не дисциплина, а самодисциплина. Правда, не совсем понятно, откуда она возьмется, если ребенок не знает слова: "Нет".
Другие вспоминают слова Жан-Жака Руссо: "Знаете ли, какой самый верный способ сделать вашего ребенка несчастным, - это приучить его не встречать ни в чем отказа". Они призывают к строгости и контролю. Если ребенок знает, когда ему есть, спать, а когда заниматься и играть, он растет спокойным и уверенным в себе.
- По режиму проще жить и маме, и ребенку. Без режима ребенок не управляем и невротичен, - говорят они.
- А у нас в окружении именно режимные детки невротичные, - возражают свободолюбивые родители. - Их мамы помешаны на режиме, и сильно парят детей. Не дай Бог отклонение вправо или влево... А мы без режима, и очень спокойные.
Мои отношения с режимом тоже складывались непросто. С первым ребенком я честно пыталась жить по строгому распорядку, но кормить и спать по часам не очень получалось. Пробовала я и модный сегодня принцип "по требованию", но кормление по первому крику и сон "без правил" привели к полному запустению в хозяйстве и плохо скрываемому неудовольствию мужа. Неожиданно я открыла, что наши дети гораздо умнее нас. Как только я доверилась инстинктам и своему ребенку, у нас выстроился вполне гармоничный распорядок дня. Мы успевали все: поспать, погулять, поиграть, и папа перестал чувствовать себя третьим лишним. Появление второго малыша на время внесло сумбур в нашу жизнь: один ребенок спит, второй гуляет, а мама бегает между ними и с ужасом поглядывает на горы неглаженого белья и неприготовленный обед. Лишь когда младшему исполнилось полгода, мне удалось хоть как-то синхронизировать режимы детей. Чем старше они становились, тем было проще. Но... Через год старший пойдет в школу. А значит, нам придется снова заняться семейным тайм-менеджментом.
Режим - это не только расписанное время сна и приема пищи. Скорее, это стремление упорядочить жизнь ребенка и не уничтожить в нем творческое самостоятельное начало.
Справка "РГ"
85%, по данным физиологов, относятся к ритмичным людям, которым проще просыпаться и укладываться в одно и то же время. И лишь 5-7% страдают от порядка и любят неразбериху.
1. Детей надо воспитывать
Под воспитанием обычно понимают: "говорить, как правильно", "прививать правила и нормы", "научить подчиняться", "наказывать". Но этого недостаточно, ребенку еще нужны любовь, подлинный интерес, участие в его жизни и достойный пример родителей.
2. Дети - это "недоразвитая копия взрослого"
Ребенок - маленького роста, многого не умеет, поэтому, кажется "недоделанным взрослым", которого надо доделать. Он и правда не знает высшей математики, но его жизнь наполнена не менее важными, порой новыми и удивительными, вещами. Ребенок тревожится и злится, боится и любит так же сильно, как любой взрослый.
3. Детей надо постоянно контролировать
Родители почему-то не верят в способность ребенка управлять собой и окружающим миром. Надо сильно покалечить психику здорового ребенка, чтобы в нем нарушилась естественная программа самосохранения. Помогайте и направляйте, но оставляйте ребенку пространство для самоконтроля.
4. Ребенку вредно делать, что захочет
Чем больше в жизни ребенка будет возможностей делать что-то из своего желания, а не долженствования, тем успешнее он будет в том, что выбрал сам. Делать то, что надо гораздо легче, если есть время и место для того, что хочется.
5. О плохих родителях
Плохих родителей нет, есть тревожные, запутавшиеся, волнующиеся, любящие, ошибающиеся. Но плохих нет.
По материалам портала "Просто вместе"
Нина Хомерики, детский психолог:
- Режимный момент, ритуал, то, что повторяется для ребенка изо дня в день - очень важно, потому что это создает канву жизни ребенка, ощущение безопасности и стабильности. Режим - это вовсе не родительская воля: я так захотел, и ребенок делает. На самом деле режим может быть очень разным, и его можно подстроить под потребности каждого ребенка.
Пренебрегать режимом не стоит, потому что он помогает ребенку саморегулироваться, а это, в свою очередь, позволяет ему правильно реагировать на разные жизненные ситуации, справляться с эмоциями и правильно себя вести. Это то, на что ребенок сможет в дальнейшем опираться. Когда есть определенность - это хорошо.
Многих мам волнует вопрос, как правильно кормить ребенка по требованию или по часам. Если мы говорим о младенце, я за то, чтобы кормить ребенка, когда ему это нужно. Не нужно запихивать еду только потому, что по времени положено. Другое дело - дошкольники. Пришло время обедать, а ребенок не хочет. "Хорошо, - говорит мама, - ты можешь не есть, но в следующий раз ты получишь еду только на ужин". Естественно, никаких перекусов до этого времени.
Когда вы устанавливаете режим, важно, чтобы это было четко, понятно и естественно. Тогда вам будет проще объяснить ребенку, почему нужно делать так, а не иначе. Если не хочешь спать - рано утром будет тяжело вставать. Потом весь день насмарку.
Быть родителем - большая работа, которая не всегда приятна. А мы хотим быть хорошими мамами и папами, которые любят своих детей и хорошо проводят с ними время. Дети улыбаются, мы улыбаемся им в ответ - идиллия, и все счастливы. Но в воспитании есть моменты, когда родители должны быть строгими, когда они должны говорить "нет" и быть готовыми встретиться с агрессией ребенка в ответ на ограничения.
Ребенка укладывают вечером спать, и тут начинается... "Хочу пить...". Ему приносят. "Не хочу воду, хочу чай... Не хочу чай, хочу сок..." Понятно, что речь идет не о том, что ребенок хочет пить, а о том, что идет манипулятивная реакция, за которой стоит какая-то другая потребность. Или еще пример: в магазине с игрушками ребенок начинает истерику, и родители, чтобы лишний раз не связываться с ним, покупают новую игрушку. Родители выбирают самый легкий путь, чтобы избежать истерик. Но с другой стороны, удовлетворение таких ситуативных, манипуляционных потребностей приводит к тому, что из ребенка получается маленький тиран, который ощущает власть в своих руках и начинает всеми управлять. Потребности с возрастом растут: сначала игрушка, шоколадка, потом телефон, машина...
Часто советую родителям почитать книгу "После трех уже поздно". Все то, что вы заложите в раннем возрасте, даст свои плоды позже. Если до 14 лет ребенку разрешали все, то в 14 лет ему будет трудно объяснить, почему теперь этого нельзя. Когда ваша воспитательная система последовательна и логична, вы можете опираться на нее, с возрастом расширяя обязанности и сферу свобод ребенка. Но если вдруг вы решили что-то сделать иначе, можете столкнуться с сопротивлением. И не забывайте, что подростки должны протестовать и бунтовать по своей природе.