Вологодской области, например, грозит полная остановка пригородного сообщения. Регион до сих пор не заключил соглашение с пригородной компанией и не расплатился с миллионными долгами за перевозку пассажиров. Они копятся еще с 2011 года. Другие регионы также не торопятся решать этот вопрос. А время поджимает. Еще в конце прошлого года на селекторном совещании минтранса было поручено до конца января регионам и железнодорожникам согласовать маршрутную сеть и заключить договоры транспортного обслуживания на 2015 год с учетом предоставления льгот на оплату услуг инфраструктуры железнодорожного транспорта.
К настоящему времени заключено только 23 договора с пригородными компаниями на транспортное обслуживание населения в двадцати регионах. То есть у жителей этих территорий есть гарантия, что электрички у них ходить точно будут, в том числе в Москве, Калининградской, Астраханской, Нижегородской, Омской, Новосибирской, Томской, Сахалинской областях, Алтайском и Ставропольском краях, в Чувашской Республике.
Работа по согласованию и подписанию договоров на транспортное обслуживание населения регионов продолжается, сказали "Российской газете" в РЖД. Но уже сейчас ясно, что с учетом дефицита региональных бюджетов пассажиры в этом году "потеряют" 300 пригородных поездов. Правда, 204 из них - по согласованию с регионами, где нашли альтернативные маршруты. Остальные сейчас принимают решение: платить или отказываться от части электричек? Это зона ответственности регионов.
Но до конца месяца еще далеко, и есть шанс, что все регионы успеют заключить необходимые договоры. "Надеемся, что региональными властями будут приняты сбалансированные решения, направленные на сохранение существующего уровня транспортной доступности для большинства граждан", - сказали в РЖД.
Однако пока из регионов приходит не очень утешительная информация. В Забайкальском крае, где с начала года подняли тариф до 90 рублей и поезда из-за этого уже ходят пустыми, принято решение остановить пригородное движение с 15 января, отметили в РЖД. Во многих регионах уже подняли цены на билеты и отменили несколько маршрутов.
Как удалось выяснить собкорам "РГ", в Амурской области с 1 января выросли тарифы для населения. Таким образом, стоимость проезда для населения составит 58 рублей, а с 1 июля тарифы вырастут до 81 рубля. В Еврейской автономной области повысили стоимость проезда до 25 рублей. Экономически обоснованный тариф при этом составил 37 рублей 41 копейку. В Приморье себестоимость перевозки еще подсчитывается. Но с населения в 2015 году будут брать за проезд по 18 рублей за зону (отрезок в десять километров).
В Хабаровском крае с 6 января пассажиры платят 22 рубля. Кроме того, там сократили один маршрут. Но альтернативу людям все-таки предоставили - на маршруте пустили автобус.
В Воронежской области с 25 декабря отменены четыре ежедневные электрички, связывающие восточный райцентр Поворино с саратовским Балашовом. В Белгородской области с 15 января отменяют два ежедневных пригородных поезда. С 1 января отменены ежедневные электрички Белгород - Курск (утренняя) и Курск - Белгород (вечерняя). В Липецкой области с нового года должны были отменить шесть поездов. В Тамбовской - в течение декабря прекратили курсировать 11 поездов, а в январе еще более 20. Альтернатива электричкам есть, но она неудобна для граждан. Например, чтобы добраться на работу из одного района в другой в Воронежской области, надо выезжать рано утром, когда рейсовые автобусы и маршрутки еще не ходят. Те, у кого есть возможность, ездят на личном автомобиле, усугубляя и без того плотные заторы на городских улицах.
В Санкт-Петербурге с 1 января повысили стоимость проезда на 9,8 процента. Что касается Ленобласти, то здесь тарифы на пригородные перевозки подняли еще в августе 2014 года. Губернатор области Александр Дрозденко заявил тогда, что благодаря этим мерам пригородные перевозки в регионе перестали быть убыточными. При этом, как сообщают в РЖД, Ленобласть входит в тройку российских регионов, которые никак не предусмотрели компенсации убытков от пригородных перевозок. Как пояснил корреспонденту "РГ" представитель РЖД, попадание в "черный список" может привести к отмене части пригородных перевозок, как это случилось на Вологодчине. По его словам, в Вологодской области долг копился много лет, поэтому пришлось прибегнуть к крайним мерам - отмене пригодных перевозок. В Ленобласти же количество маршрутов и пассажиропоток гораздо больше, поэтому бояться отмены пригородных поездов второму региону пока не стоит. График движения на 2015 год для Ленобласти уже сформирован. Однако, учитывая, что регион "принципиально отказывается" платить компенсацию РЖД, вопрос о возвращении долга будут решать в дальнейшем на уровне минтранса.
В Калининградской области в 2015 году по маршрутам ходят 36 пригородных поездов - на шесть меньше, чем в 2014 году. Перестала курсировать электричка Калининград - Балтийск и несколько электричек Калининград - Чкаловск.
С 1 января в Костромской области упразднен железнодорожный маршрут Буй - Вологда, сообщил "РГ" директор регионального департамента транспорта Роман Харисов. - Вологодская область от дотирования этого маршрута отказалась, а мы в одиночку не можем потянуть такие затраты". Он уточнил, что будут запущены дополнительные автобусные рейсы. Ежедневно будет два оборотных рейса, которые должны удовлетворить потребности жителей. При этом цены на билеты сопоставимы с железнодорожными, - рассказал собеседник "РГ".
Впрочем, во многих регионах еще не приняли решение по тарифам-2015. И нет ясности, будут ли изменения маршрутной сети. В Омской области в ближайшее время повышения тарифов на проезд в электропоездах не ожидается. О сокращении сети пригородных поездов в Омской области тем более не идет и речи. В Красноярском крае только рассматривают возможность повышения тарифов на проезд в электричках. А пока стоимость проезда осталась как в 2014 году. Сокращения маршрутов не планируется. В Тульской области с 1 января тарифы на проезд в пригородных поездах не изменились - 16 рублей за зону.
А в Москве с 15 января подорожает проезд на аэроэкспрессах, которые курсируют из города в аэропорты. Билет в один конец будет стоить 450 рублей, а туда и обратно - 900 рублей. Детский билет в один конец обойдется в 130 рублей, а проехать в бизнес-классе - 1000 рублей. Корректировка стоимости проезда - вынужденная мера, так как с 5 января для аэроэкспрессов были отменены льготы на пользование железной дорогой.
Подготовили Татьяна Шадрина, Анна Бондаренко, Ксения Дубичева, Наталья Граф, Алексей Бондарев, Елена Шулепова, Татьяна Ткачева, Анна Романова, Ульяна Вылегжанина, Анна Скудаева, Светлана Цыганкова
Оригинал свидетельства о рождении больше не понадобится детям до 14 лет, чтобы путешествовать на поездах дальнего следования.
Минтранс предлагает исключить это обязательное требование из правил перевозки. Вполне хватит и нотариально заверенной копии документа, уверены в ведомстве.
Об этом говорится в проекте поправок постановления правительства, который опубликован накануне на Едином портале для размещения информации о разработке законопроектов.
Напомним, что с лета 2014 года при посадке в поезда дальнего следования пассажиров обязали предъявлять только оригиналы документов, удостоверяющих личность. И в разгар сезона отпусков 2014 года много детей из-за этого требования не смогли добраться до места отдыха - их просто не пускали в поезд без оригинала свидетельства о рождении или паспорта. Дети оставались на перроне, да и деньги за билет не возвращали.
Самое интересное, что родители и не знали о том, что надо отправлять ребенка с оригиналом документа. Последний такой случай произошел в Санкт-Петербурге в ноябре прошлого года. Группу детей, которые возвращались домой в Краснодар после творческого слета детских делегаций образовательных и общественных организаций, не пустили даже в вагон. В результате учительнице и восьмерым шестиклассникам пришлось ночевать на вокзале. Чтобы избежать таких неприятных ситуаций в этом году, минтранс предлагает также внести изменения в ряд нормативных актов, связанных с формированием автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах.
Сергей Аристов, заместитель главы Минтранса:
- Проблема пригородных железнодорожных перевозок существует. Федеральный закон о железнодорожном транспорте определяет, что если государство регулирует тариф и он ниже себестоимости, то разницу перевозчику регулятор должен компенсировать.
Тарифы на грузовые перевозки, стоимость проезда в общих и плацкартных вагонах дальнего следования регулируются на федеральном уровне, компенсации идут из федерального бюджета. С пригородом другая история. На сегодняшний день работают 26 пригородных компаний. Они созданы по принципу долевого участия субъектов и перевозчиков. И организация пригородного сообщения, по закону, является обязанностью субъекта. Тарифы в субъекте на пригородные перевозки устанавливает регион с учетом платежеспособности населения.
Если цена билета меньше себестоимости, то разница должна быть компенсирована. Ежегодно заключаются соглашения между пригородными компаниям и субъектами. Как правило, не очень богатые, дотационные субъекты - платят. А у кого неплохо с бюджетом, пытаются вывернуться.
Тогда возникает вопрос: за счет чего должна существовать пригородная компания? Гражданский кодекс и устав компании говорит, что деятельность должна быть рентабельной. И субъект должен компенсировать выпадающие доходы. Если этого не происходит, то компания имеет право отказать в перевозке. К сожалению, сокращение маршрутов пригородного сообщения из-за этого и происходит.