Однако ограничивать лизинг только сельским хозяйством неправильно. В 2014 году в Бишкеке мы провели круглый стол, на котором рассматривались перспективы развития долгосрочной финансовой аренды в Киргизии. Этой темой интересовались не только фермеры, но и работники горнодобывающих, строительных и энергетических компаний, а также предприятий жилищно-коммунальной сферы. В работе круглого стола принимали участие представители России, Казахстана, Беларуси, которые проявили большой интерес к обсуждаемому вопросу.
В Киргизии закон "О лизинге" был принят в 2002 году. Тогда перспективы, которые открывались перед киргизскими предпринимателями благодаря внедрению лизинга, виделись в розовом цвете.
Но хотя для популяризации в нашей стране нового финансового инструмента было сделано немало, эксперты, банкиры, бизнесмены да и депутаты парламента признали, что в этом деле Киргизия сильно отстала от соседей. Закон "О лизинге" у нас практически не работал. Конечно, кое-какие операции проводились, но удачными их назвать нельзя.
В отличие от нашей республики долгосрочная финансовая аренда в Казахстане (РК) и Узбекистане показала себя очень хорошо. Сегодня в Казахстане приобрести оборудование через лизинг можно на 15 процентов дешевле, чем сделать то же самое, но в кредит. Только в минувшем году объем финансовой аренды увеличился в три раза по сравнению с 2013-м. Кстати сказать, в РК самая большая лизинговая компания принадлежит государству, а остальные 20 действуют при коммерческих банках.
У нас же предпринимателям до 2013 года было невыгодно брать технику в лизинг. Двойное налогообложение по целому ряду обязательных платежей - НДС, налогам на прибыль и с продаж - отпугивало самих лизингодателей. А поскольку они эти финансовые затраты старались переложить на плечи клиентов, то последние не проявляли интереса к технике по заоблачной цене.
Союз банков Киргизии инициировал внесение поправок в законодательство еще в 2009 году. Эта работа велась совместно с подразделениями Всемирного банка. В 2010 году все было практически готово, но произошли известные события, парламент распустили, принятие законопроекта отложили. Когда же новый созыв начал свою работу, все согласования и общественные слушания по документу пришлось проводить заново.
Ситуация изменилась только в 2013 году, когда соответствующие поправки в нормативно-правовые акты, в частности в Налоговый кодекс, были приняты. Согласно им ставки по вышеперечисленным налогам стали нулевыми. Добавлю, что данные нормы будут действовать до 2017 года.
Эти достаточно серьезные, на мой взгляд, преференции и послужили стимулом для банков развивать лизинг в Киргизии. Многие из них уже сегодня проявляют повышенный интерес к предоставлению подобного рода финансовой услуги.
Однако несмотря на совершенствование законодательства о лизинге, есть определенные моменты, на которые, я думаю, стоит обратить внимание.
Во-первых, сейчас очень важно, чтобы предоставление услуги не ограничивалось только столицей. Необходимо продвигать лизинг в регионах. В этом могут помочь микрофинансовые компании, представительства которых есть практически в каждом сельском населенном пункте.
Во-вторых, необходимо решить проблему возврата лизингового оборудования в случае, если получатель по каким-то причинам не смог дальше рассчитываться за него. Сейчас банки такие риски предпочитают страховать, а затраты включать в стоимость аренды, что в конечном итоге сказывается на цене оборудования.
На мой взгляд, вопрос надо бы пересмотреть. В Бишкеке есть несколько компаний, которые работают в этом направлении, но система пока не отлажена полностью. Здесь, я думаю, нам пригодился бы зарубежный опыт. В прошлом году к нам приезжали представители российской страховой компании, с которыми обсуждался этот вопрос. Они предложили одному из местных коммерческих банков свою систему страхования долгосрочной финансовой аренды.
Возвращаясь к разговору о лизинге в аграрном секторе, добавлю, что условия получения техники в кредит для фермеров, например в государственных банках, я считаю вполне приемлемыми - от 9 до 10 процентов годовых. Увеличились и сроки погашения выплат, что также сыграло положительную роль.
В республике в 2014 году было проведено 165 лизинговых сделок на 800 миллионов долларов, это почти на 50 процентов больше, чем в 2013-м, что также говорит о росте интереса к новому финансовому инструменту.
Такой вид финансовой аренды хорош еще и тем, что в нем четко отработан механизм целевого использования средств. Во-первых, процентная ставка, как я уже говорил, гораздо ниже, чем по другим видам сельхозкредитования, во-вторых, земледельцам не придется самим искать необходимую технику. В 2014 году были заключены контракты с Россией, КНР, Беларусью на поставку тракторов, комбайнов и других агрегатов, которые впоследствии будут переданы в лизинг компаниям, работающим в Киргизии.
В 2014-м сельхозсектор КР освоил порядка 5,2 миллиарда сомов льготных кредитов. Причем их возвратность была 100-процентной. Однако часть из них пошла не только на развитие хозяйства, но и на покупку необходимой техники. Правда, платить за нее пришлось в разы дороже, чем если бы ее приобрели в лизинг.
Я полагаю, что еще больший импульс развитию лизинга в Киргизии даст вступление республики в Евразийский экономический союз. У лизингополучателей появится возможность выбора, а держатели техники будут конкурировать между собой за клиентов.
Анвар Абдраев, президент Союза банков Киргизии