К общественному транспорту Челябинска допустят частников

В областном центре стартуют открытые конкурсы на перевозку пассажиров общественным транспортом, в которых смогут принять участие частные компании. По мнению городских властей, развитие конкуренции поможет повысить качество оказываемых услуг.

Пока же муниципальные предприятия из года в год демонстрируют лишь растущие убытки. Так, к концу 2014 года задолженность МУП "Челябавтотранс" перед контрагентами достигла 30 миллионов рублей. Из-за недостатка горючего муниципальные автобусы 22 декабря прошлого года не вышли в рейс сразу по нескольким маршрутам, что вызвало волну негодования у горожан.

В бюджете изыскивают средства на погашение долгов проблемного МУПа. В январе на продажу наконец выставили годами пустовавшие помещения транспортного предприятия, расположенные на двух закрытых площадках (сегодня для нормальной работы достаточно одной площадки). Как сообщили в пресс-службе управления транспорта администрации Челябинска, сейчас проводится оценка всего неиспользуемого имущества Челябавтотранса, чтобы в дальнейшем его реализовать либо сдать в аренду.

В этой ситуации приход частников на рынок пассажирских перевозок призван стать "спасательным кругом", но удастся ли бизнесменам сделать работу общественного транспорта рентабельной?

- Муниципальный транспорт всегда был убыточным, - говорит руководитель частной автотранспортной компании Владимир Ковальчук. - В первую очередь это связано с низкими тарифами на обслуживание населения и перевозкой льготников (фактические затраты на это зачастую выше размера дотаций из городского бюджета).

Отметим, что стоимость проезда в общественном транспорте останется фиксированной и будет установлена решением городских властей, то есть никто не позволит частникам в одночасье накрутить ценники.

В другой нише транспортного бизнеса - организации пассажирских перевозок на заказ - цены регулируются исключительно с помощью рыночных механизмов. И предприниматели не скрывают высокую рентабельность в сфере транспортного обеспечения туристических экскурсий и свадебных торжеств, доставки сотрудников предприятий, трансфера официальных делегаций.

- У нашей компании более десяти новых автобусов, которые приобретены исключительно под крупные проекты частных заказчиков. Ни при каких условиях я не готов выводить автобус стоимостью около шести миллионов рублей на городской маршрут: такая эксплуатация просто убивает технику, - говорит владелец крупной автотранспортной компании в Челябинской области. - Трудиться себе в убыток никто из предпринимателей не станет.

На городских маршрутах работать тяжело и не слишком выгодно, поэтому особого ажиотажа среди частников пока не наблюдается. Кстати, в областном центре пару лет назад на городском маршруте работал частный перевозчик, но достаточно быстро свернул свой бизнес из-за недостаточного пассажиропотока. Чтобы в дальнейшем исключить движение почти пустых автобусов, в Челябинске проводят комплексное изучение пассажиропотока (последнее такое исследование было в 1997 году). На основании полученных данных планируется разработать единую концепцию развития общественного транспорта, которая позволит сделать городские рейсы как минимум безубыточными.

мнение

Артем Артемьев, председатель челябинского регионального отделения "Опоры России":

- Возможность участия в конкурсах на перевозку пассажиров общественным транспортом в областном центре очень важна для субъектов среднего и малого предпринимательства в нынешней экономической ситуации. Ведь по сути - это открытие для частных компаний новой сферы бизнеса, при грамотной организации которого открываются неплохие перспективы. Кроме того, в выигрыше однозначно окажутся и горожане, ведь в условиях конкуренции качество предоставляемых услуг вырастет. Уверен, что те минусы в работе транспортной сети, которые сегодня каждый может ощутить на себе, в результате будут устранены.