Оказалось, что компьютерные технологии и социальные сети в Интернете понимают людей лучше, чем их супруги и близкие. Этот вывод ученые обосновали детально проведенным анализом и опросом более 86 тыс. чел.
Исследователи попросили добровольцев заполнить анкету, составленную психологами для получения максимально точной психологической характеристики личности. Участники также предоставили ученым возможность посмотреть и оценить все свои "лайки" в соцсети "Фейсбук". Это помогло аналитикам понять эмоциональные потребности опрашиваемых, их симпатии и психологические особенности. Собранные данные были занесены в компьютер.
Затем к анализу были привлечены родственники и друзья субъектов исследования. Они должны были на основании анализа "лайков" дать характеристику своему родному человеку. Каково же было удивление ученых, когда выяснилось, что компьютер характеризовал своего пользователя в несколько раз точнее, чем его близкие.
Так, родственникам требовалось посмотреть более 150 "лайков" субъекта исследования, чтобы дать ему точную характеристику. Компьютеру было достаточно лишь десяти "лайков". Друзьям - 70 лайков, а супругам вообще 300.
"Cупруги хуже понимают друг друга, чем техника, которая находится в их доме", - шутят ученые.
Заместитель директора центра психометрии университета Дэвид Стиллуен даже высказал мнение, что в будущем возможны любовные романы между человеком и искусственным интеллектом. "Фильм "Она", описывающий такой сценарий, может стать реальностью", - сказал Стиллуен.
Психологи тем не менее озабочены тем, что компьютеры слишком много знают о своем пользователе и его личной жизни. "Это может стать проблемой для живых людей. Но точно мы не можем сказать, с какими рисками столкнется человечество. Пока что излишняя осведомленность компьютеров выглядит весьма удобной для своих пользователей", - пишут ученые. Они отмечают, что большинство людей довольны, как поисковые системы и социальные сети выставляют им контекстную рекламу. "На основе данных анализа пользователя и его интересов ему предлагается соответствующая реклама. Женщинам - платья, косметика, омолаживающие процедуры. Мужчинам - автомобили, рыбалка. Туристам - турфирмы, туры, палатки", - рассказывают исследователи. Они отмечают, что пользователям вряд ли понравилось видеть на своих страничках в соцсетях неинтересную для них рекламу.
В 2013 году ученые обнародовали результаты исследования, указывающие на то, что профилирование пользователя "Фейсбук" по "лайкам" позволяет достаточно точно предсказать в том числе его IQ, политические взгляды, сексуальную ориентацию, отношение к наркотикам и может даже дать довольно точный психотип пользователя. Эксперты в области компьютерной безопасности даже высказали опасение, что такая незащищенная информация может быть использована в преступных целях. В этой связи тем, кто хочет защитить себя и свою жизнь, советуют проявлять меньше активности в социальных сетях, а лучше вообще их покинуть.