- Боевое крещение коллектива прошло в Москве в 2008 году на Дне единения народов Беларуси и России, - рассказывает представитель международного культурного центра Минкультуры России Ольга Спиридонова, которая курирует ребят.
За 7 лет состав оркестра не раз менялся. И этому факту только рады: проект рассчитан на ребят от 15 до 18 лет, и каждый год, как говорится, в него вливается свежая кровь.
Оркестр состоит из двух практически равных половинок, каждая из которых репетирует программу со своим дирижером у себя дома. Времени на совместные репетиции у ребят практически не остается. Поэтому они должны не только крепко знать свою партию, но и уметь быстро подстроиться под желания сразу двух дирижеров.
- Естественно, за пульт мы вдвоем не выходим, а программу делим пополам, - говорит дирижер с белорусской стороны Иван Костяхин. - Это уникальный опыт, мы друг друга прекрасно понимаем и дополняем, каждый из нас вносит свои штрихи. Мы и ребят, представляющих разные школы, рассадили вперемешку. Надеюсь, что они получают удовольствие от того, что музыка звучит в разных ракурсах.
Предложение поработать с оркестром Иван Костяхин получил совсем недавно, так что это его первая совместная работа с российским дирижером Вячеславом Валеевым, который в коллективе почти с первых дней.
Оба дирижера имеют огромный опыт. Иван Костяхин работает дирижером Национального академического Большого театра оперы и балета РБ и является художественным руководителем камерного оркестра республиканского колледжа искусств имени Ахремчика. Вячеслав Валеев возглавляет симфонический оркестр студентов Московской консерватории, а также симфонический и камерный оркестр ЦМШ.
- Кто бы ни говорил, что стало меньше талантливых детей, но это не так, - считает Иван Костяхин. - Тем не менее проблема с музыкальными кадрами действительно есть. Дело в том, что существует иллюзия: мир открыт, и надо все успеть, поэтому человек слишком увлекается многозадачностью и не концентрируется на чем-то одном. В результате не владеет профессией в достаточной мере, то есть не реализует себя. Но на самом деле все успеть не получится. Вот и выходит, что искусников тьма, а настоящих профессионалов единицы. Поэтому и создается впечатление, что стало меньше талантливых людей. Здесь очень важно поддержать ребят, делающих первые шаги, чтобы они не распылялись, а чувствовали себя востребованными и смогли раскрыться в полной мере.
Большинство молодых оркестрантов Союзного государства (в состав входит больше 60 человек) - музыканты в третьем и даже пятом поколении. В школе их нацеливают на сольную карьеру, и, несмотря на то, что оркестр - дело коллективное, шанс проявить себя есть у каждого из них.
- При подготовке программы мы обсуждаем ее сложность с педагогами ребят, - говорит Вячеслав Валеев. - Многое зависит от того, кто из солистов может с нами поехать в гастрольный тур, так как творческая жизнь ребят, каждый из них лауреат международных конкурсов, очень насыщенна, поэтому их график расписан на год вперед. Кроме того, мы формируем программу в зависимости от той страны, куда едем на гастроли. Если нас, к примеру, приглашают в Германию, включаем в программу Мендельсона. Но где бы мы ни были, зрители хотят слушать музыку Петра Чайковского. Мы играем "Воспоминание о дорогом месте", где солируют скрипачи - ученики ЦМШ Илья Терещенко, Наина Кобзарева и Дарья Ушакова. Также знакомим публику с концертом N 2 для цимбал с оркестром Дмитрия Смольского. Здесь солирует Яна Славашевич из Беларуси. Зарубежные зрители порой понятия не имеют, что такое цимбалы и как музыканту удается извлекать из этого инструмента звуки. А тем временем белорусская школа является ведущей в мире по выпуску цимбалистов, где рождаются самые яркие музыканты.
На гастролях в Казани многие спрашивали у Вячеслава Валеева, есть ли у него татарские корни. Он говорит, что да, хотя все его родственники живут в Уфе, а в столице Татарстана он довольно редкий гость. Но национальная музыка ему близка. Поэтому для казанской публики оркестр приготовил сюрприз в национальном духе. Хотя в коллективе на эту тему посмеялись, мол, они едут в Тулу со своим самоваром...
- Несколько лет назад я готовил детскую программу в Москве, и мне нужен был яркий номер, - рассказывает Вячеслав Валеев. - Так я нашел "Шутку. Если бы Моцарт жил в Казани" композитора из Казани Анатолия Луппова, за основу которой была взята известная тема "Турецкого рондо". Композитор переделал ее в интересном ключе, и рондо зазвучало по-татарски. Кстати, на сцене Большого концертного зала в Казани мы впервые встретились с Анатолием Лупповым и поблагодарили его за удачный эксперимент. Но играть Моцарта оркестр умеет и вполне серьезно.
- 23-й концерт Моцарта - это сложнейшая музыка в нашей стране, и мы показываем, как умеем его играть, - говорит российский дирижер. - Я надеюсь, что мы меняем представление о Моцарте, переворачивая его с ног на голову, хотя правильнее было бы наоборот, так как строение немецкой музыкальной фразы идет от первого слова, а русской - к последнему. Именно поэтому немцы не умеют играть Чайковского так, как мы. А мы должны учиться играть Моцарта в немецкой манере, над чем и работаем. В концерте солирует один из ярких учеников ЦМШ Александр Захаров. Только на днях он вернулся из Японии и сразу отправился на гастроли по России и Беларуси.
В честь 100-летия со дня начала Первой мировой войны в программу молодежного оркестра вошел известный во всем мире вальс Ильи Шатрова "На сопках Маньчжурии". Причем выбор на него пал не случайно.
- Первоначально вальс назывался "Мокшанский полк на сопках Маньчжурии", - рассказывает Вячеслав Валеев, - так как этот вальс капельмейстер Мокшанского пехотного полка Илья Шатров посвятил своим погибшим товарищам. В феврале 1905 года произошло одно из самых кровопролитных сражений русско-японской войны под Мукденом, где полк попал в окружение. Потери были настолько велики, что от полка практически ничего не осталось. Тогда, чтобы поднять боевой дух товарищей, в бой пошли музыканты во главе со своим капельмейстером. В руках у них было не оружие, а инструменты. Они поднялись в полный рост и заиграли марш. Наши солдаты прорвали оборону и вырвались из окружения. К сожалению, далеко не все знают историю создания этого вальса, поэтому перед каждым выступлением я покидаю пульт и беру в руки микрофон, чтобы рассказать о том, какой подвиг совершили музыканты.
После такого рассказа и блестящего исполнения по телу бегут мурашки. Этот же вальс молодежный оркестр Союзного государства играл на Поклонной горе в Москве, и знаменитое произведение звучало по-новому.