Экономическая ситуация заставляет тщательнее относится к деньгам и по возможности сокращать траты. Социальные обязательства бюджета, как неоднократно заверяли президент и правительство, будут выполнены в полном объеме. Но режим экономии все же включается. В том числе и в том, что касается функционирования собственно государства и связанных с ним структур.
Решение о том, что чиновникам не стоит ждать индексации зарплаты, уже принято и оформлено законодательно. Теперь наступает очередь госкомпаний и госкорпораций. Компании, в чьих уставных капиталах доля государства превышает 50 процентов, должны будут пересмотреть систему премирования своих руководителей. Ее необходимо четко привязать к ключевым показателям эффективности. То есть, грубо говоря, по принципу "как потопаешь - так и полопаешь". При этом операционные расходы госкомпаний должны снижалаться не менее чем на 2-3 процента в год. Новые системы поощрения топ-менеджеров должны быть разработаны и внедрены к началу декабря, то есть как раз к тому сроку, когда принимается решение о выплатах ежегодных бонусов.
Гораздо более существенное изменение - попытка переориентировать госкомпании и крупные государственные инвестпроекты преимущественно на закупки внутри страны. Сейчас зачастую получается так: купили всё за рубежом, а для собственной индустрии, науки результат, как правило, нулевой. Да и любые импортные закупки с учетом падения цен на нефть и колебания курсов валют становятся все дороже. Чтобы исправить ситуацию, в правительстве должен появиться специальный координационный центр. Срок - уже в конце января. Его задача - увязать реализацию крупных проектов с размещением заказов на российских предприятиях. А это означает не только экономию, но и развитие отечественной производственной и исследовательской базы.
В целом задача следующая: в ближайшие несколько лет бюджетные траты должны неуклонно снижаться. Темпы - не менее 5 процентов от общего объема расходов в год. За счет чего можно это сделать? Огромный резерв для экономики лежит буквально на поверхности, считает президент, достаточно посмотреть на стройки за государственный счет. Сейчас стоимость даже однотипных объектов в соседних регионах может отличаться в разы. Поэтому уже к 1 марта правительство определится, каким образом в дальнейшем можно избежать финансовой вольницы при строительстве за счет госбюджета. Предполагается, что функции заказчика таких объектов будут постепенно централизованы, что позволит избежать завышения расходов на местах. Форму юридических норм эти предложения должны обрести к 15 июля.
Не позднее 15 июля в законодательстве должны появиться изменения, освобождающие добросовестных предпринимателей от лишних проверок. Это то, о чем говорил президент в своем ежегодном Послании - надо отказаться от самого принципа тотального, бесконечного контроля. Идея "надзорных каникул" в следующем: если предприятие в течение трех лет не имело никаких нареканий, то на следующие три года оно может быть освобождено от плановых государственных и муниципальных проверок. Это, естественно, если речь не идет о каких-то чрезвычайных ситуациях. Предполагается, что новые правила игры начнут действовать с 1 января 2016 года. Должен измениться и сам подход к проведению проверок. Задача - исходить из рисков и осмысленно контролировать те предприятия, чья деятельность может нести потенциальную опасность для потребителей их товаров и услуг. То есть, условно говоря, санитарную проверку направлять в кафе, а не к интернет-провайдеру, а пожарную - не в компанию ландшафтного дизайна, а на лакокрасочное производство. Законодательно условия такого "подхода из рисков" также должны быть сформулированы не позднее 15 июля.
Кроме того, уже к концу марта малым и средним предприятиям станет легче пробиться в число поставщиков для госкомпаний и госкорпораций. Предполагается, что будет четко определен годовой объем закупок, которые госкомпании будут просто обязаны - при соблюдении всех конкурсных процедур - отдавать сфере малого и среднего предпринимательства.
По уму не провожают, по уму платят - в наступившем году должна появиться система президентских грантов для одаренных молодых людей. Размер гранта - 20 тысяч рублей ежемесячно. Эти деньги смогут получать до 5 тысяч молодых людей - самых одаренных -- по всей стране. Президентский грант должен быть учрежден к 1 августа.
Кто сможет его получить? Критерии и порядок, по которым будут выбираться самые одаренные, должен появиться не позднее 30 июня. Скорее всего, грант можно будет получать несколько лет - при условии прохождения чего-то вроде ежегодного теста, доказывающего нерядовые способности грантополучателя.
Но получение гранта - не только право, но еще и в каком-то смысле обязанность. Вернее, обязательство: те, кто получал грант, потом, после окончания вуза, должны будут проработать некоторое количество времени исключительно на территории России. Этот срок пока не определен, ясность тоже должна появиться летом.
Ждут изменения и тех молодых людей, кто к вершинам науки вовсе не стремится. К 1 марта правительство должно решить: надо ли отменять ЕГЭ для тех школьников, кто не собирается поступать в вуз. Ответ, скорее всего, будет положительным. И в таких случаях ЕГЭ будет заменен на государственный выпускной экзамен. Он считается более щадящей формой аттестации: сейчас его могут сдавать выпускники с ограниченными возможностями по здоровью, а также те, кто получал образование в учреждениях закрытого типа, например интернатах или колониях для несовершеннолетних. Этот экзамен позволит получить аттестат о полном среднем образовании - тем, кому этого вполне достаточно.