Новости

15.01.2015 00:45
Рубрика: Экономика

Сообразили на двоих

Минэкономики РК разработало семь проектов государственно-частного партнерства
На рассмотрение Государственного Совета Республики Крым внесен проект республиканского закона о государственно-частном партнерстве. Параллельно министерство экономического развития РК подготовило и обнародовало перечень потенциальных проектов для такого сотрудничества. Ожидается, что применить формат ГЧП власть и бизнес смогут уже в 2015 году, когда в республике будут урегулированы имущественные и земельные отношения.

Ремонт без права собственности

На практике государственно-частное партнерство (ГЧП) выглядит так: бизнес приходит на помощь власти, инвестируя деньги в решение тех или иных проблем, например, в капремонт дороги или реконструкцию системы водоснабжения, а за это получает право эксплуатировать объект в течение нескольких десятилетий. Причем вложить частные капиталы можно в те, которые не подлежат приватизации, потому что ГЧП, в отличие от последней, предполагает, что объект не уходит в частные руки, а остается в государственной собственности. Именно в долгом сроке действия договора главное отличие ГЧП от иных способов сотрудничества власти и бизнеса.

В России, по данным на 2014 год, реализовывался 131 проект ГЧП в социальной, транспортной, коммунальной и энергетической сферах. Например, аэропорт "Пулково" в Санкт-Петербурге. Северная столица - вообще родоначальник ГЧП в России: она первой утвердила законодательную базу и первой передала имущественный комплекс аэропорта в долгосрочную аренду на 30 лет для масштабной реконструкции существующих и строительства новых объектов аэропортовой инфраструктуры.

Парк украинского периода

В Крыму тоже были свои проекты ГЧП, правда, не масштабные, а касающиеся модернизации инженерной инфраструктуры в конкретных населенных пунктах.

- Начиная с 2003 года в республике 53 местных совета заключили 66 концессионных договоров, в том числе 23 - на оказание комплексных услуг, - рассказал начальник управления по вопросам развития реального сектора экономики минэкономразвития РК Дмитрий Бороновский. - Пионерами в этом процессе были населенные пункты с жилым фондом военных городков. Передавали в концессию инженерные сети (водоснабжение, водоотведение, очистка сточных вод) и объекты обслуживания жилищного фонда, сбора и вывоза твердых бытовых отходов.

Самым масштабным в Крыму должен был стать проект реконструкции парка Гагарина в Симферополе. Отдать его целиком в аренду городские чиновники не осмелились, предполагая, что у инвестора не останется денег на саму реконструкцию после перечисления арендной платы за 40 гектаров земли в центре крымской столицы. Поэтому разделили территорию на зоны и решили передать их нескольким инвесторам на условиях ГЧП. В первой зоне планировали построить зооуголок, вторую отвести под аттракционы, третью - под коммерческо-развлекательный центр на месте старой танцплощадки. Но долгожданной реконструкции парк так и не увидел, хотя в течение 2012-2013 годов эксперты международных организаций активно помогали симферопольским чиновникам готовить договоры. Не хватило ни времени, ни денег, потому что подготовка в этом случае более трудоемкая, чем при передаче в аренду или концессию, и, соответственно, финансово затратная. А бюджет города, как, впрочем, и всего Крыма, в то время трещал по швам.

ГЧП в промзоне

Несостоявшийся пока проект реконструкции столичного парка министр экономического развития Крыма Николай Коряжкин считает не самым удачным примером сотрудничества бизнеса и власти.

- Государственно-частное партнерство - это не когда государство выделяет участок земли, чтобы на нем построили дом или еще что-то, - говорит он. - Эффективное ГЧП - это когда мы хотим создать в Крыму, например, индустриальный комплекс по производству каких-то товаров. Для этого выделяем участок, строим на нем всю инфраструктуру, или передаем инвестору на определенных условиях часть принадлежащих республике активов, например, здания, сооружения или готовые производства. А частный бизнес приходит на них, создает собственные активы для реализации бизнес-программы. То есть мы создаем условия, благодаря которым он сокращает свой бюджет развития и сможет быстрее реализовать проект.

К числу перспективных сфер, в которых можно и нужно развивать ГЧП, помимо промпроизводства, министр относит и набившее оскомину ЖКХ, и рекреацию, и сельское хозяйство. Актуальные сегодня предложения уже объединили в перечень. Проектов республиканского уровня оказалось семь: создание производства лечебной грязи на озере Чокрак, медицинского центра на базе имущества НИИ им. И. М. Сеченова в Ялте, модернизация специализированного клинического санатория "Орленок" в Евпатории, строительство яхтенной марины в районе мыса Урет в Черноморском районе. И три проекта в сфере сельского хозяйства: создание производственно-научных предприятий выращивания и переработки эфиромасличных культур и аквакультур, а также производства пеллетов на базе Крымского зернового элеватора.

На местном уровне предложений оказалось значительно больше, но все они касаются сферы жизнеобеспечения. Например, реконструкция канализационно-очистных сооружений, строительство станций доочистки воды, бурение скважин, реконструкция полигонов ТБО, строительство мусороперерабатывающих комплексов и реконструкция сельских клубов. Кроме того, Евпатория приглашает инвесторов к сотрудничеству для строительства инфраструктуры пассажирских пирсов, а Симферополь - для реализации упомянутого выше проекта реконструкции парка имени Гагарина.

Минуя санкции

В правительстве рассчитывают на интерес к проектам ГЧП в Крыму не только со стороны российских бизнесменов, но и от иностранцев.

- В декабре я встречался в Италии с бизнесменами и политиками, и увидел, что они категорически не воспринимают санкции против России, - рассказал "РГ" Николай Коряжкин. - Во-первых, потому, что санкции действуют в случае поставки в РФ каких-то товаров или технологий. А если резидент имеет здесь свое производство, он не подпадает под них. Во-вторых, иностранные бизнесмены, открывшие предприятия в России, сейчас комфортно себя чувствуют благодаря падению курса рубля. Обесценивание российской валюты делает невыгодными поставки товаров в Россию, но продукция, произведенная в рублевой зоне, становится более конкурентоспособной на рынке. Иностранцы это понимают. Так что, как бы кто-то ни хотел, чтобы бизнес отвернулся от России, он все равно найдет способ прийти в Крым, если ему это будет интересно.

Над созданием привлекательных условий в правительстве РК уже работают. В Госсовет внесен проект регионального закона "О государственно-частном партнерстве в Республике Крым". Для специалистов запланированы семинары повышения квалификации в вопросах использования механизмов ГЧП. Минувшей осенью сотрудники министерства сами участвовали в мастер-классе "ГЧП-стандарт: инструкция по применению", который проходил в Сочи. И теперь изучают положительный опыт применения механизмов такого сотрудничества в других субъектах РФ.

- Если мы думаем о дальнейшем развитии Крыма, то не сможем обойтись без ГЧП, - считает министр экономразвития РК. - При таком сотрудничестве инвестор чувствует себя комфортно, потому что часть риска государство берет на себя, минимизируя возможные потери инвестора. Поэтому он с удовольствием идет в такие проекты, и государство становится для него удобным партнером. Уверен, что ГЧП в Крыму станет успешным.

Комментарий

Сергей Шувайников, председатель комитета Госсовета РК, автор законопроекта о ГЧП:

- Невозможно финансировать строительство и содержание всей необходимой инфраструктуры исключительно за бюджетный счет. Но поскольку на федеральном уровне закона о ГЧП пока нет, более 65 субъектов РФ приняли свои региональные акты. Главная цель подготовленного в Крыму законопроекта - создать правовой инструмент, который станет альтернативой концессионным соглашениям. И позволит привлекать инвестиции для реализации социально значимых и инновационных проектов. В большинстве субъектов РФ, принявших региональные законы об участии в ГЧП, этот механизм эффективно работает. Особую актуальность закон РК о ГЧП набирает в условиях наложения со стороны США и ЕС различных санкционных ограничений на предприятия и организации Крыма.

Справка "РГ"

Партнерство власти и бизнеса в мире стали называть ГЧП в конце XX века, хотя общие интересы у двух сторон были во все времена. Но первенцем ГЧП принято считать постройку канала по концессионному принципу во Франции в 1552 году. В наши дни к наиболее успешным причисляют проекты строительства тоннеля под проливом Ламанш, скоростной дороги между Францией и Испанией, серию мостов в скандинавских странах. В Австрии усилиями государства и бизнеса объединили научные институты и лаборатории в единую сеть, и теперь все австрийские научно-исследовательские разработки на 70 процентов финансируются за счет крупного бизнеса. Хотя чаще всего в мире ГЧП применяется в сферах тепло- и водоснабжения, строительства автодорог и железнодорожного сообщения, в здравоохранении и образовании.

Экономика Бизнес Экономика Финансы Инвестиции ЮФО Республика Крым