15.01.2015 16:23
    Поделиться

    Писатель Константинов: Подростки не воспринимают смерть как трагедию

    Незадолго до Нового года в Петербурге произошло три ограбления, чудовищных по своей жестокости.

    В подъезде купчинской многоэтажки грабитель избил 75-летнюю блокадницу. Ногами по лицу. А когда та потеряла сознание, вынул из кармана 20 тысяч рублей, которые женщина получила на почте - собиралась оплатить операцию на глазах… Спустя несколько дней другой негодяй напал на пенсионерку в доме на Приморском проспекте. Несколько раз ударил по голове молотком и забрал все наличные - девять тысяч рублей… Третий случай - на улице Зины Портновой в Кировском районе. Схема та же: парень набрасывается на 77-летнюю старушку, жестоко избивает, стараясь, чтобы удары приходились по голове, и скрывается с добычей - 37 тысяч…

    Три практически одинаковых нападения за полмесяца - уже система. И это - самое страшное. А ведь в памяти петербуржцев еще свежи циничные преступления января прошлого года. Двое подонков избивали и грабили стариков, а дверь в подъезд для них придерживал не вызывающий подозрений восьмилетний мальчуган.

    Как же так выходит? Ведь никто не воспитывает сознательно жестокость в детях. В какой момент розовощекий карапуз с ангельской улыбкой превращается в сволочь, которая с видимым удовольствием избивает корчащуюся от боли старушку? Где именно был главный педагогический промах? Ведь тот же парень с Приморского проспекта в свое время читал в букваре про маму и Родину, учился разумному, доброму, вечному. А потом взял молоток и вышел "на охоту"…

    Я пыталась поговорить об этом с психологами и педагогами. Одни скатываются в бессмысленное "вот в наше время", другие пожимают плечами и вспоминают Сократа, который тоже, как известно, был недоволен новым поколением. Лучше всех ответить на извечные вопросы "Кто виноват и что делать?" смог петербургский писатель и сценарист Андрей Константинов.

    Андрей, а, может, мне кажется? Может, нет никакого обострения подростковой жестокости и повсеместного цинизма?

    Андрей Константинов: Не кажется, Женя. Видите ли, в "ужасном" социалистическом государстве нас с октябрятского и пионерского возраста учили хорошим вещам. Сам погибай, а товарища выручай. Читать чужие письма и подсматривать в замочную скважину нельзя. Надо уважать старость, быть тимуровцами и переводить бабушек через дорогу.

    А потом пришел 1991 год. Мы радостно отказались от коммунистической идеологии, но вместе с водой, как это нередко бывает, выплеснули и ребенка. Мол, нам вообще никакой идеологии не нужно. Фатальная ошибка. Идеология - или ладно, идея - это такой раствор, который скрепляет кирпичи в здании. Убери этот цемент - и здание развалится.

    В то же время по телевизору пошли самые разнообразные реалити- и ток-шоу. Очень рыночные, очень рейтинговые. Но в них исподволь декларировались и ложились на подкорку подрастающему поколению совершенно иные постулаты. Нам говорили: "Сам погибай а товарища выручай", а программа "Слабое звено" настаивает: "Умри ты сегодня, а я завтра". Не надо думать о другом, укажи на него пальцем, пусть его выгонят - именно по этому принципу построены многие популярные программы. Главное - на зубах, на локтях дорваться до приза, получить квартиру, машину, бабу, стать первым! Нас учили, что подглядывать в замочную скважину нехорошо, а реалити-шоу говорят: да нет же, это увлекательно, интересно и круто. Все это незаметно переформатировало сознание людей.

    Свято место пусто не бывает. Нет национальной идеи - это место в головах заполнит что-то другое, скорее всего, нехорошее

    У матросов в средние века было такое несколько утилитарное развлечение - битва крысиных королей. Они ловили крыс и кидали их в бочку. Оставшись без еды, крысы начинали жрать друг друга, пока не оставалась одна крыса-король, которую они запускали обратно в нору, чтобы там она, привыкшая к крысиному мясу, убивала своих сородичей. Вот что-то подобное эти безобидные с виду шоу делали с нашим народом на протяжении 23 лет.

    Вы же помните "лихие девяностые". Для многих взрослых людей, особенно бюджетников, это были по-настоящему страшные годы, которые буквально разрушали личности. Кошмарная иллюстрация: проститутки, стоявшие вдоль трасс в Ленобласти - это были не какие-то наркоманки, а потерявшие работу бухгалтеры, медики, учителя. На полном серьезе! Потому что им просто нечем было кормить своих детей. Неужели это могло не отразиться на их сыновьях и дочерях? Детям передавались не гордость за Родину, а отчаяние, боль, страх, агрессия. Давайте уж будем до конца честными. И чего ж тогда нам хотеть от молодых людей, которые как личности формировались фактически в условиях полугражданской криминальной войны? А из телевизора в это время твердили: "Умри ты сегодня, а я завтра! Укажи на слабое звено! Загляни в замочную скважину!.."

    Но ведь все эти шоу - калька с западных. Там они благополучно идут даже дольше, чем у нас.

    Андрей Константинов: А в других странах они, может, и не приносили такого вреда. Потому что там есть прививка - национальная идея. Это то, о чем я говорил. Однако свято место не бывает пусто. Нет идеи - это место в головах заполнит что-то другое, скорее всего, нехорошее. Вот у нас с вами прививка была - мы смотрим телевизор и понимаем что к чему. А у нынешней молодежи - нет. Они беззащитны перед этим вирусом.

    Поймите правильно, я не коммунистическую идею защищаю, я не ратую за возврат туда. Но все хорошее из прошлого надо брать с собой, все плохое оставлять позади. Мы же попытались сбросить с себя все, чтобы голыми и счастливыми выйти в новый мир.

    Кроме того, на неокрепшие мозги обрушились фильмы и сериалы, которые во многом несли негатив А поскольку российских было мало, потребляли западные. Кто там плохие? Русские.

    Но если говорить о патриотическом воспитании, то вроде бы в этом сейчас недостатка нет - фильмы во всяком случае снимаются.

    Андрей Константинов: Нет, патриотическое воспитание - это когда фильмы талантливые. От которых ты плачешь и смеешься. Как "А зори здесь тихие". А если человек со знаменем наперевес изрекает: "Спецназ пройдет везде", - и гордо идет в атаку с лицом дебила, то это не патриотическое кино, а лицемерное и вредное!

    У нас мало, очень мало хороших современных патриотических фильмов. Даже не знаю, что привести в пример. Может, "Легенда №17". На него ходили семьями, моим детям этот фильм страшно понравился. Хотя со сценарной точки зрения он слабенький. По советским меркам - не больше, чем на троечку с двумя плюсами. Очень много было тогда патриотических спортивных фильмов. Помните "Ход белой королевы" про лыжниц? Так в кинотеатре зал дружно вставал и начинал кричать: "Давай-давай!". Вот это качество.

    В России ежегодно выпускается, по разным данным, от 150 до 200 художественных фильмов. Вы можете назвать больше пяти? И никто не может. На артхаусном и фестивальном кино молодежь не воспитаешь.

    Если раньше считалось, что подростков портит улица, то теперь такой проблемы нет: дети все больше сидят дома, у компьютеров….

    Андрей Константинов: И это еще она причина того, о чем мы говорим. Компьютерные игры - половина жизни любого современного подростка. А там что? Выстрелил, врезал, взорвал, убил… Уходя в виртуальный мир, дети перестают воспринимать страдания и смерть как большую человеческую трагедию. И потом в реальной жизни для них окружающие становятся уже не людьми, а персонажами. Которым не может быть больно по-настоящему. А если что пойдет не так, можно перезагрузиться и начать заново.

    У вас самого есть сын и дочь, которые приближаются к сложному возрасту. Вы уверены, что они всегда будут вести себя достойно?

    Андрей Константинов: Я очень надеюсь. Потому что в конечном итоге воспитывает не школа, не спортсекция и не религия, а родители. Своим примером.

    Как-то раз мне в одном из университетов предложили докторскую диссертацию, якобы уже написанную "мной". Буквально преподнесли. Говорят: "Вы не волнуйтесь, это никакой не плагиат, написано по вашему же учебнику, просто над ней специалисты поработали"… А я мгновенно вспомнил, как мой папа писал докторскую, которую, к слову, потом блестяще защитил. Я маленький еще был, в школе учился, он работал в моей комнате. Я засыпал - папа сидит, пишет, чертит, лампа настольная горит. Просыпался - он спит сидя, уронив голову на руки… И я сказал: "Вы что, с ума сошли?". Мне было бы нестерпимо стыдно.

    Так и мои дети. Я же вижу, что они, даже если ведут себя не так, как нам с женой хочется, все равно все подмечают и незаметно для себя копируют нас в своем поведении. Мне кажется, базовые моменты они понимают. Ну, например, что старенькой консьержке надо принести воды для чая, угостить плюшкой или просто сказать добрые слова.

    Ну хорошо, а что делать в глобальном плане? Как не упустить новые поколения?

    Андрей Константинов: В мире происходит глобальная конкуренция не только технологий, но и смыслов. В первую очередь смыслов! И нам обязательно надо участвовать в этой конкуренции. А это значит, что огромное внимание необходимо обращать на сферу художественного - не искусства, потому что искусство это несколько элитарная вещь, а производства - для массового потребления. Потому что с западными сериалами наши дети будут вбирать западные смыслы. И когнитивный диссонанс неизбежен, ведь живем-то мы не на Западе, действительность у нас иная. Но, увы, пока система приоритетов в России устроена иначе. На культуру принято смотреть сверху вниз. Кино, сериалы, книги… Ну что вы, делу время - потехе час. При этом как-то забывается, что, например, "Булаву" запускают живые люди. На исходном рубеже у кнопочки стоит служивый человек, и что у него в мозгах творится, никому неведомо. Какие он читал книжки, какие фильмы смотрел, плакала ли его мама по ночам от безысходности?...

    Все это действует медленно, как ржавчина. И вылечивается тоже не мгновенно. Ситуацию можно изменить. Но для этого нужно осознать глубину проблемы и подойти к ее решению не формально. Работать прокламациями, бубнежом и запретами не получится. Школьными линейками и приглашением гостей на уроки мужества - не обойтись. Нужно понимать, что и как давать нашему народу. Что полезно, а что неполезно.

    Пока все движения в эту сторону неумные, неумелые и непрофессиональные. Будем бороться за нравственность - запретим мат в эфире, и дети сразу начнут расти хорошими. Вроде бы добра хотят. Но как большевики - железной рукой приведем к счастью, оставляя после себя выжженные поля. Сажусь смотреть чудесный советский фильм "Батальоны просят огня" (снятый, замечу, во времена, когда цензура была ого-го какая), а там слово, звучащее в ходе драки Жорки со снайпером, вырезают нынешние борцы за нравственность… Не понимая, что ханжество, лицемерие и "как бы чего не вышло" - это намного хуже, чем грубое слово.

    В этом вопросе не хватает осмысленной политической воли. И пока мы будем относиться к массовой культуре, как к "потехе - час", ничего не изменится. Национальная идея, воспитание поколений - это никакая вам не потеха!

    О патриотизме

    Помню, когда праздновали 90-летие военной разведки, встал старенький такой генерал, поднял рюмку и сказал: "Хочу выпить за нашу Родину и ее удивительное чувство юмора. Я сегодня включил телевизор - думал, вдруг что про военную разведку покажут, юбилей все-таки. Да, сюжет в новостях был, но пятым или шестым. А первым - по всем федеральным каналам шла новость о премьере нового фильма про Джеймса Бонда. Который, в принципе, больше всех русских разведчиков и убил"…

    P. S.

    Когда этот номер готовился к печати, стало известно, что преступника, избившего и ограбившего блокадницу в Купчино, поймали.

    Поделиться