15.01.2015 17:12
    Поделиться

    Центр фотографии имени братьев Люмьер показал проект "PRO ЗАВОД"

    "PRO ЗАВОД" рассказывает Центр фотографии имени братьев Люмьер
    Может, для кого-то это станет неожиданностью, но в наш век, который так любят называть постиндустриальным, одна из самых востребованных тем в искусстве - индустриальное прошлое и настоящее. Новый проект Центра фотографии имени братьев Люмьер "PRO ЗАВОД" (кураторы Наталия Пономарева, Екатерина Зуева) - это прицельное попадание в "десятку".

    Не только Кен Лоуч и Майк Ли снимают фильмы про британских пролетариев, которые показываются на крупнейших фестивалях, даже Дэвид Линч, который в особой любви к этой теме замечен не был, вдруг представляет в лондонской The Photographers Gallery "Фотографии заводов" (2014)… В России среди самых ярких арт-событий последних лет - Уральская индустриальная  биеннале в Екатеринбурге. Это на ней были впервые показаны монументальная инсталляция Ивана Плюша "Процесс прохождения" (премия "Инновация", затем участие в параллельной программе Manifesta), "Заброшенные утопии: коньковый завод" Леонида Тишкова - поэтический архив исчезнувшего завода в Верхнетурье. С этой же темой активно работают "новые левые" (можно вспомнить "Музей пролетарской культуры" Арсения Жиляева).

    Логично, что "PRO ЗАВОД" этот интерес современного искусства к индустриальной теме использовал. Художник Святослав Пономарев создал для выставки спецпроект "Руины будущего". Фотографии разрушенных опустевших цехов легендарного завода ЗИЛ, сделанные им в 2013-2014 годах, демонстрируются в шести проекциях на белые стены в полутемном зале под авторскую музыку. Как и для мальчишки, пробегающего по разоренным цехам, для автора это путешествие - нечто среднее между экзистенциальным опытом героя Джармуша в фильме "Мертвец" (во всяком случае, книга "Дорога мертвых" в кадре попадается) и романтическим путешествием по руинам, вроде тех, что предлагал Пиранези. Кстати, образы итальянских гравюр с римскими развалинами проступают время от времени сквозь кадры разоренных цехов, отсылая к "возвышенной" красоте прошлого. Несмотря на эти рифмы, сами кадры умершего завода ассоциируются не столько с классической красотой, сколько с мрачноватыми образами смерти, вполне в духе поклонников готических триллеров.

    Фактически проект Пономарева задает и фиксирует то напряженное поле, в котором развивается рассказ "PRO ЗАВОД": между руинами прошлого и утопией будущего, между классической красотой и готическим ужасом, между расчисленным функциональным миром техники и экзистенциальным опытом смертного. В экспозиции самой выставки, в которую включены и документальные фильмы "Энтузиазм. Симфония Донбасса" (1930) Дзиги Вертова и "Фабрика" (2004) Сергея Лозницы, и видеомонтаж страниц журнала "СССР на стройке", и витрины с советскими журналами разных лет, этот контраст, конечно, присутствует.

    Но она, к счастью, не сводится к лобовому столкновению фотографии советских репортеров, будь то знаменитые динамичные фотографии 1930-х Бориса Игнатовича, Дмитрия Дебабова, Аркадия Шайхета, Марка Маркова-Гринберга или виртуозная графика "оттепельных" работ Александра Абазы, Михаила Савина, Якова Халипа, Василия Егорова, с поэтикой "руин" в совсем недавних работах Стояна Васева (ЗИЛ в 2014) или Юрия Пальмина (серия "Онежский тракторный", 2010).

    Гораздо любопытнее, что выставка позволяет увидеть, как менялось представление, отношение к "индустриальной" вселенной в течение века. От восторженного воспевания "наших первенцев" (речь, разумеется, шла об автомобилях и тракторах) до отстраненной фиксации холодной рациональной красоты индустриальных гигантов, например, в серии "Индустрия" (2006) Михаила Розанова… От восхищения мощью человека (подъем газгольдера на фото Аркадия Шайхета смотрится примерно как подготовка к старту космического корабля) до тоски по тишине, воле и красоте природы средь шумного цеха. Почти простодушное свидетельство этой тоски - расписанные в 1989 заводским художником ящики для инструментов на "Уралмаше".

    В 2009 в опустевшем цеху их снял Денис Тарасов. От изнуряющей усталости человека у конвейера, который в идеале должен превратиться в безликого робота, до суровой простоты свидетельства опасности, тяжести рабочих будней у мартеновских печей. И тут встречаются уникальная документальная фотография мастеров ТРИВА, работавших на Новокузнецком металлургическом комбинате в самом начале 1980-х (книга их фотографий была номинирована на "Инновацию" в прошлом году), и жесткая серия "Норильск" (2006) Александра Сорина. Вообще, за возможность увидеть работы фотографов ТРИВА и Сорина - отдельное спасибо.

    Выставка "PRO ЗАВОД", если так можно выразиться, это проба глубокого бурения, в котором все пласты времени присутствуют одновременно.

    Поделиться