Материалы проверки уже рассмотрены на коллегии Счетной палаты с участием представителей атомной отрасли. При этом было отмечено, что инвестиционная деятельность "Росатома" в основном соответствовала стратегическим документам, однако ряд показателей не выполнен. В частности, нарушены сроки ввода в эксплуатацию энергоблока БН-800 на Белоярской АЭС: физпуск осуществлен в 2014-м вместо запланированного 2012-го. Не случилось ожидаемого в 2014 году запуска первого энергоблока Нововоронежской АЭС-2, что неизбежно приведет (и уже привело) к подвижкам вправо пускового графика на втором энергоблоке той же станции.
Общий вывод аудиторской проверки в этом отношении таков: строительство новых энергоблоков на Белоярской АЭС, Ленинградской и Нововоронежской АЭС-2 "ведется с превышением от 12 до 38 месяцев утвержденных нормативных сроков, что может привести к удорожанию проектов".
Руководитель департамента коммуникаций "Росатома" Сергей Новиков пояснил "РГ", что подвижки в ряде случаев связаны с решениями на уровне правительства РФ. Но общий вывод Счетной палаты о том, что перенос и увеличение сроков сооружения АЭС ведет к удорожанию строительства, они полностью разделяют. Ведь каждый день дополнительно к исходному графику влечёт за собой новые издержки: на содержание персонала подрядных организаций, инфраструктуры строительно-монтажной базы, на более длительное хранение заказанного оборудования, а также дополнительные расходы на оплату привлеченных кредитных ресурсов.
И далеко не всегда корректировки по срокам и общая продолжительность строительства АЭС обусловлены какими-то внутренними - организационными или технологическими - неурядицами у генподрядчика, как это произошло, увы, на строительстве Ленинградской АЭС-2. В иных случаях это внешние, привходящие факторы, связанные с энергетической стратегией и "дорожной картой" развития электроэнергетики. Генеральный директор концерна "Росэнергоатом" Евгений Романов, который присутствовал и выступал на заседании Счетной палаты, привел два таких примера.
Перенос сроков строительства головного энергоблока Нововоронежской АЭС-2 связан с тем, что были изменены приоритеты в развитии электроэнергетики на юге Российской Федерации: вместо нового блока в Воронежской области было принято решение об опережающем вводе в эксплуатацию энергоблока № 3 Ростовской АЭС. И "Ростов-3" уже запущен и подключен к сети. Отсрочка с началом строительства энергоблоков № 3 и № 4 Ленинградской АЭС-2 тоже имеет вполне рациональную причину. По словам того же Романова, специалистам "Росэнергоатома" удалось преодолеть проблемы, связанные с деградацией графитовой кладки на действующих реакторах РБМК. А значит - их ресурс можно подлить, и замещающие мощности в виде третьего и четвертого энергоблоков ЛАЭС-2 потребуются значительно позже.
Есть и причины более высоко порядка. В докладе Валерия Богомолова на коллегии Счетной палаты было отмечено, что решениями правительства РФ бюджетное финансирование долгосрочной (2009-2015) программы "Росатома", направленной на серийное строительство АЭС, было уменьшено на 30 процентов - до 424,6 миллиарда рублей. При этом сроки строительства семи из девяти строящихся в России энергоблоков были, соответственно, сдвинуты.
"Состоявшиеся решения правительства РФ о сдвиге сроков сдачи энергоблоков АЭС, - пояснили в "Росатоме" - обусловлены рядом объективных факторов, в том числе изменениями в прогнозе энергопотребления в сторону уменьшения, решением о переводе энергосистемы Калининградской области в замкнутый режим функционирования, а также изменениями в программе развития электросетевого хозяйства, что привело к сокращению инвестиционных программ Федеральной сетевой компании и концерна "Росэнергоатом".
Констатируя это как неизбежность и подтверждая вывод Счетной палаты о том, что передвижка сроков строительства и ввода крупных объектов неизбежно ведет к их удорожанию, эксперты "РГ" в атомной отрасли отмечают особую важность такого понимания сегодня, когда на фоне сокращения доходов бюджетной системы Минфин России вновь возвращается к пересмотру объемов финансирования госпрограмм.
"В случае со строительством АЭС, - отмечают наши собеседники, - возможная оптимизация бюджетных расходов сегодня обернётся значительными дополнительными расходами федерального бюджета на следующем шаге".
Финансирование мероприятий, направленных на серийное строительство энергоблоков атомных электростанций в 2011-2013 гг., суммарно составило 184,8 млрд руб.
Объем незавершенного строительства АЭС в России в 2011-2013 гг. возрос в 2,5 раза, составив 342,6 млрд руб.
Минэнерго России и ГК "Росатом" в 2011-2013 гг. осуществляли некачественное планирование взаимосвязей мероприятий по строительству АЭС и развитию электросетевого комплекса под транспортировку вырабатываемой электроэнергии до потребителей.
Доля заемных средств в общем объеме инвесткапитала концерна "Росэнергоатом" в 2013 году составила 31 процент (63,5 из 205 млрд руб.).
По материалам Счетной палаты