Пока же летать на магистральных направлениях могут работать только те перевозчики, у которых не меньше восьми самолетов. А для того, чтобы получить "чартерный" сертификат, надо не менее трех самолетов.
Поток чартерных перевозок в 2014 году снизился даже в пик сезона летних и зимних отпусков больше, чем на регулярных маршрутах. На последних даже есть рост объемов перевозок, правда, не такой большой, как было в 2013 году. В самом загруженном по объемам перевозок столичном авиаузле, по данным Росавиации, с 30 декабря 2014 года по 11 января 2015 года совокупный пассажиропоток аэропортов вырос по сравнению с прошлыми новогодними праздниками на пять процентов. И, по прогнозам экспертов, если туристы будут еще меньше ездить в этом году, то чартерные рейсы станут не таким прибыльным видом бизнеса, как было пару лет назад.
А самолеты в парке у авиакомпаний остались, платить за их аренду, содержание надо. И перевозчикам придется искать новые ниши для бизнеса или уходить "с неба".
Если будут внесены изменения в Федеральные авиационные правила в части сертификационных требований для коммерческих воздушных перевозок, которые предлагает минтранс, то у чартерных авиакомпаний появится возможность перейти в разряд бюджетных перевозчиков на регулярных маршрутах. Они получат право летать как внутри России, так и на международных направлениях. Это может дать возможность появления нескольких бюджетных авиакомпаний (лоукостеров) на регулярных маршрутах. Ведь, по сути, чартерные перевозчики уже научились возить пассажиров за меньшие деньги, чем на регулярных маршрутах.
Но цены на билеты вряд ли будут снижаться даже у бюджетных авиакомпаний, подчеркивают эксперты, учитывая, что обслуживание в аэропортах, стоимость горючего и другие расходы перевозчиков не становятся меньше. Но за счет оптимизации расходов и желания занять нишу на рынке они не станут задирать цены. Другим авиакомпаниям придется тоже ориентироваться на их расценки. Стоимость билета будет ниже на субсидированных государством маршрутах. И туда смогут прийти небольшие перевозчики, в том числе на местные направления.
Послабление по числу судов в сертификате летной годности позволит авиакомпаниям, которые летают на регулярных маршрутах, отказаться от некоторых самолетов, но остаться на рынке. И тем самым снизить свои расходы на лизинг самолетов, за которые они платят в долларах, считают эксперты. Как раз это поставило многих перевозчиков на грань банкротства еще в прошлом году. Например, Росавиация удовлетворила просьбу авиакомпании "АК БАРС АЭРО" о приостановлении сертификата эксплуатанта. Руководство компании пошло на такие непопулярные в авиаотрасли меры и само попросило временно лишить их права летать в "связи с ухудшением основных производственных показателей, нестабильным финансовым положением". Причем в планах перевозчика избавиться от ряда самолетов.
Сертификат перестал действовать с 13 января 2015 года, со вторника. Если через три месяца перевозчик не обратится в Росавиацию с просьбой возобновить сертификат, то он автоматически будет аннулирован, напомнили "РГ" в ведомстве.
Если же владельцы компании найдут средства на поддержание в нормальном финансовом положении перевозчика, то, прежде чем им разрешат снова летать, представители Росавиации проведут проверку авиакомпании на предмет выполнения требований Федеральных авиационных правил. Только после проверки Росавиация возобновит сертификат.
Через три месяца авиакомпания намерена сосредоточиться на выполнении региональных и межрегиональных перевозок. Об этом говорится в письме, направленном в агентство. Скорее всего, они рассчитывают возить пассажиров по "госзаказу", считают эксперты. Перевозчик кроме магистральных и бизнес-рейсов в прошлом году перевозил пассажиров в рамках программ по субсидированию полетов. Теперь субсидируемые перевозки в Приволжском федеральном округе, которые были у "АК БАРС АЭРО", перешли авиакомпаниям "Аэропорт Оренбург" и "Авиа Менеджмент Груп".
География полетов в новогодние праздники была разнообразной. На внутренних воздушных линиях значительной популярностью пользовались рейсы в Сочи.
На международных направлениях - курорты Египта, Таиланда, Вьетнама и Турции. Из европейских направлений наиболее популярными стали Италия, Финляндия, Испания, Франция и Швейцария.
В предновогодние и праздничные дни в московских аэропортах было задержано в общей сложности 604 рейса, то есть всего 2,7 процента от общего количества. Из них 219 задержаны из-за сложных метеоусловий, сформировавшихся в столичном регионе. Средняя продолжительность задержек составила от 15 минут до часа.
Это время, которое было необходимо наземным службам аэропортов для очистки от снежных осадков элементов летных полей, а также обработки противообледенительной жидкостью воздушных судов перед полетом. Количество рейсов, задержанных из-за непогоды, в целом не превысило среднестатистических значений.