"Борис Годунов" в постановке Петера Штайна. Московский театр "Et Cetera" под руководством Александра Калягина. Борис Годунов - Владимир Симонов (актер Вахтанговского театра), Пимен - Борис Плотников (МХТ им. Чехова), Марина Мнишек - Анастасия Кормилицына. 17, 30, 31 января.
За вдохновением немецкий режиссер Петер Штайн ходил в Оружейную палату Кремля. После досконального исследования трудов Карамзина в подготовительный период, изучал все ракурсы шапки Мономаха. Еще раз убеждая себя в правильности однажды выбранной театральной позиции, что замысел автора - важнее режиссерского взгляда. И главная проблема - это сделать так, как Пушкин написал. Без лишних модернизаций, в традиционном классическом ключе. Ведь пьеса сама по себе, по его мнению, обладает и современной драматургией, и завидной динамичностью сцен. Так что никакого режиссерского радикализма в новом "Годунове" не предвидится. Кроме одного, очень существенного момента.
У Петера Штайна особый дар предвидения. Так хронологически происходило, что каждый его приезд в Россию на постановку сопровождался большими общественными или экономическими потрясениями; ГКЧП, дефолт становились естественным новостным фоном шекспировским и античным трагедиям. "Орестею" он ставил в 1993 году, когда Москва шла на баррикады. Звездный час его "Гамлета" пришелся на разгар кризиса 1998-го. В 2014 году, когда было объявлено о намерениях Штайна взяться сначала за "Аиду", а в январе 2015-го выпустить "Годунова" в Москве - очень хотелось верить, что роковых совпадений больше не случится. Увы. Режиссерская интуиция не подвела и на этот раз.
"В эту историю поэт добавил немножко любви, - рассказывал Петер Штайн актерам, приступая к репетициям. - Конечно, проблема пьесы в том, что в ней мало женских ролей. Здесь одни мужчины, а это скучно. Но тема произведения - политика, а политика - дело мужское, хотя в современном мире есть и женщины-политики. Чтобы заниматься политикой, надо получить власть. Но за власть надо сражаться. А в борьбе за власть всегда проливается кровь, всегда лежит преступление".
В спектакле Штайн задействовал приглашенных из Вахтанговского театра и МХТ им. Чехова актеров и практически всю труппу театра "Et Сetera" - кроме ее художественного руководителя. Александр Калягин, вопреки первоначальным планам, не сыграет Бориса Годунова. Однажды он уже не вышел в этой судьбоносной роли в спектакле Олега Ефремова во МХАТе, отказался и теперь. Официально по причине, озвученной по телевидению: не может надолго оторваться от многих важных забот, общественная работа тоже требует немало времени, а предстоит еще и съезд Союза театральных деятелей в 2016 году, и ему, как председателю СТД, надо к нему готовиться. Может быть, кому-нибудь из режиссеров повезет в третий раз?