Новости

16.01.2015 00:09
Рубрика: Культура

"Бориса Годунова" поставили без модернизаций

"Борис Годунов" в постановке Петера Штайна. Московский театр "Et Cetera" под руководством Александра Калягина. Борис Годунов - Владимир Симонов (актер Вахтанговского театра), Пимен - Борис Плотников (МХТ им. Чехова), Марина Мнишек - Анастасия Кормилицына. 17, 30, 31 января.

За вдохновением немецкий режиссер Петер Штайн ходил в Оружейную палату Кремля. После досконального исследования трудов Карамзина в подготовительный период, изучал все ракурсы шапки Мономаха. Еще раз убеждая себя в правильности однажды выбранной театральной позиции, что замысел автора - важнее режиссерского взгляда. И главная проблема - это сделать так, как Пушкин написал. Без лишних модернизаций, в традиционном классическом ключе. Ведь пьеса сама по себе, по его мнению, обладает и современной драматургией, и завидной динамичностью сцен. Так что никакого режиссерского радикализма в новом "Годунове" не предвидится. Кроме одного, очень существенного момента.

У Петера Штайна особый дар предвидения. Так хронологически происходило, что каждый его приезд в Россию на постановку сопровождался большими общественными или экономическими потрясениями; ГКЧП, дефолт становились естественным новостным фоном шекспировским и античным трагедиям. "Орестею" он ставил в 1993 году, когда Москва шла на баррикады. Звездный час его "Гамлета" пришелся на разгар кризиса 1998-го. В 2014 году, когда было объявлено о намерениях Штайна взяться сначала за "Аиду", а в январе 2015-го выпустить "Годунова" в Москве - очень хотелось верить, что роковых совпадений больше не случится. Увы. Режиссерская интуиция не подвела и на этот раз.

"В эту историю поэт добавил немножко любви, - рассказывал Петер Штайн актерам, приступая к репетициям. - Конечно, проблема пьесы в том, что в ней мало женских ролей. Здесь одни мужчины, а это скучно. Но тема произведения - политика, а политика - дело мужское, хотя в современном мире есть и женщины-политики. Чтобы заниматься политикой, надо получить власть. Но за власть надо сражаться. А в борьбе за власть всегда проливается кровь, всегда лежит преступление".

В спектакле Штайн задействовал приглашенных из Вахтанговского театра и МХТ им. Чехова актеров и практически всю труппу театра "Et Сetera" - кроме ее художественного руководителя. Александр Калягин, вопреки первоначальным планам, не сыграет Бориса Годунова. Однажды он уже не вышел в этой судьбоносной роли в спектакле Олега Ефремова во МХАТе, отказался и теперь. Официально по причине, озвученной по телевидению: не может надолго оторваться от многих важных забот, общественная работа тоже требует немало времени, а предстоит еще и съезд Союза театральных деятелей в 2016 году, и ему, как председателю СТД, надо к нему готовиться. Может быть, кому-нибудь из режиссеров повезет в третий раз?

ТНТ покажет российский артхаус

Всем, кто говорил о том, что новое отечественное артхаусное кино не находит своего места на телевидении, и даже программу Александра Гордона "Закрытый показ" закрыли, дан ответ. Это - новый проект ТНТ (канал который позиционирует себя, как молодежный), созданный для того, чтобы представить новую волну русского кино. Премьерная линейка обозначена, как арт-мейнстрим, и в нее войдут лучшие отечественные "фестивальные" фильмы - те, которые раньше смотрели в ограниченном прокате или в Интернете.

В первое воскресенье года после праздников цикл откроет фильм "Дурак" режиссера Юрия Быкова, продюсером которого выступил Алексей Учитель. 18 января, правда, уже после полуночи, зрители ТНТ увидят историю о том, как студент-сантехник обнаруживает, что общежитие, в котором живут сотни людей, может в любой момент рухнуть. Найдя трещину в старом доме, он пробивается к "отцам города" в попытке найти справедливость. Но только у власть имущих свой взгляд на такие вещи. А кто остался в дураках - догадаться нетрудно.

25 января также поздней ночью канал ТНТ покажет фильм "Интимные места" - дебют Натальи Меркуловой и Алексея Чупова. Он рассказывает об интимной жизни представителей московского среднего класса. И включает в себя ряд новелл, посвященных различным людям: фотографу, молодой семейной паре, главе комитета по этике и другим.

1 февраля в 01.00 - фильм "Пока ночь не разлучит" режиссера Бориса Хлебникова. Реальные истории, подслушанные за столиками посетителей дорогого столичного ресторана, и рассказанные героем Сергея Шнурова.

8 февраля - картина "Я" режиссера Игоря Волошина. Автобиографический фильм о том, что в жизни нужно попробовать все и даже побывать в психиатрической больнице.

15 февраля - "Овсянки" Алексея Федорченко. Традиции малого народа мери раскрыты через историю любви одного человека.

22 февраля - "Класс коррекции" Ивана Твердовского - о подростках из специализированного школьного класса, о том, что они чувствуют и как выживают.

- Это самые нашумевшие за последнее время российские картины, которые прокатились по многим фестивалям, но массовый зритель так и не смог их оценить, - поясняет директор программного департамента ТНТ Владимир Воронов. - Мы даем всем еще один шанс посмотреть эти ленты. Мы старались начать слот именно с премьерных показов, так что искали только сильные премьеры. Главное отличие наших сеансов в том, что мы не будем устраивать никаких дискуссий по поводу этих фильмов. Мы будем просто показывать кино, а все обсуждения уже будут продолжаться в сети между зрителями.

На ТНТ уверены, что у таких фильмов есть своя аудитория, и их показ может приносить неплохие рейтинги. Так это или не так - в скором времени можно будет узнать, учитывая то, что канал ТНТ в своих программных решениях редко когда дает промашку.

Павел Кашин споет песни из нового альбома

Павел Кашин. Москва, YotaSpace (бывший ГЛАВклуб).18 января.

Павел Кашин представит песни из нового, готовящегося альбома "Доспехи дракона", выведет на сцену скрипачку, играющую смычком по пиле, и споет свои главные хиты: от "Города" до "Московской Одиссеи". О своих очередных премьерах музыкант рассказал обозревателю "РГ".

- Начинать новый год премьерами становится для вас традицией. 2014-й вы открыли новой программой "Адмирабль". Теперь уже "Доспехи дракона"... Верите в то, что если откроешь новый год премьерами, то и дальше он продолжится интересными и памятными событиями?

Павел Кашин: Сейчас у меня примерно восемь концертов в месяц, но большую часть времени провожу в студии "На Таганке", где готовлю альбом. Уже записаны четыре песни, но говорить про "Доспехи дракона" пока рано, хотя ясно, что этот диск получается у меня самым магическим. Попутно мы с двумя мощными специалистами, один из которых ведун, а другой эксперт по рунам, взялись за изготовление полезных оберегов, которые защищают людей от всего скверного. Но это ни в коем случае не медитативная музыка, а абсолютно нормальная, в моих традициях.

- Похоже, примета сработала, ведь теперь вы стали еще и востребованным фотографом...

Павел Кашин: Я снимаю все интересное, что происходит вокруг, красивых девушек... Но занимаюсь этим в свое удовольствие. А главное для меня по-прежнему музыка и концерты. 18 января планирую исполнить четыре или пять новых песен и представлю в YotaSpace инструментальные композиции, которые написал для нового фильма Андрея Соколова.

Amaranthe выпустили новый альбом

Amaranthe. "Massive Addictive". (CD). "Юниверсал Мьюзик"

Модная датско-шведская группа играет пауэр-метал, притягательными приметами которого являются страстное кипение страстей, исполнительская самоотверженность и смятенно-тревожный, высокий, а порой и непривычно нежный для подобной музыки вокал солистки Элиз Рид, которой под силу были бы и оперные партии, и соперничество с Тарьей Турунен.

В третьем по счету альбоме Amaranthe проявляется их увлечение готикой, а скриминг нового участника коллектива Хенрика Энглунда добавляет диску новой экспрессии и демонизма. Сочетания разных вокальных манер, и солисты, передающие друг другу эстафету по ускорению музыкальных скоростей и нагнетанию нерва композиций, - безусловное достижение нового диска. Но избыточное увлечение электронными клавишными (отчего Олаф Мерк больше сосредоточен на исполнении подкладов, нежели развернутых, жарких гитарных соло, на которые он лихо решается только в восьмой песне Over And Done) все больше отдаляет альбом от идиом пауэр-метала и death-metal, делая его более простым и доступным для восприятия широкой (даже массовой) аудитории. Тех, кто в каждой песне ценит прежде всего хорошие мелодии и выразительность. А этого у Amaranthe и прежде было вдоволь.

В Москве пройдет восьмой кинофестиваль "2morrow/Завтра"

Фестиваль независимого кино "2morrow/Завтра", Музей Москвы, 20-25 января

Инициированный в 2007 году Иваном Дыховичным фестиваль "2morrow/Завтра" стал одним в из важнейших фестивалей для авторов артхаусного, авангардного кино. Создатели говорят о нем как о "мобильном, отзывающемся на импульсы меняющейся действительности, уравнивающем права новых киноформ и лучшего наследия кинематографа" киносмотре.

На фестивале будут представлены конкурсная программа, а также несколько специальных программ и ретроспектив - Tomorrow, "Офсайд", программа документального кино, "Шум времени" и Horror\Humor. Последние две - новые. Программа "Шум времени" будет посвящена исторической памяти. Создатели отмечают, что 2014 год был необычайно богат на события, но моментально отреагировать на меняющуюся политическую действительность при помощи художественного высказывания, еще находясь в ее контексте, задача сложнейшая и едва ли посильная. Поэтому в программе будут представлены исторические картины, в которых авторы смогли благодаря временной дистанции "расслышать смыслы" и создать именно художественные, а не политические картины. Среди хедлайнеров программы - фильм филиппинского режиссера Лав Диаса "От предшествующего", который получил премию "Золотой леопард", а также приз ФИПРЕССИ на фестивале в Локарно и приз зрительских симпатий в Сан-Паулу. Почти 6-часовая черно-белая картина рассказывает о периоде правления Фернандо Маркоса - самых страшных страницах в истории Филиппин.

Программа Horror\Humor - самая интригующая. В ней собраны фильмы из двух, казалось бы, плохо соотносящихся друг с другом жанров - ужаса и комедии. Организаторы особенно отмечают режиссерский дебют сценариста и жены Ульриха Зайдля, автора трилогии "Рай", Вероники Франц - "Спокойной ночи, мамочка", хоррор о проблемах идентичности, семейных травмах, детском и взрослом мирах.

В основной конкурс войдут восемь картин, отмеченных на основных международных фестивалях прошлого года: Канны, Берлин, Локарно, Торонто, Сан-Себастьян. Обращают на себя внимания картины "Суд" - фильм индийского режиссера Чайтанья Тамгани о политическом процессе над поэтом Нарайяном, получивший приз ФИПРЕССИ на МКФ в Вене, "Послушай, Филип" - история жизни самовлюбленного писателя-мизантропа, сыгранного Джейсоном Шварцманом (фильм был отмечен специальным призом жюри в Локарно), израильский фильм режиссера Асафа Кормана "Рядом с ней" - по мнению издания Hollywood Reporter, "тяжелый, но правдивый портрет семьи, в которой семейные узы могут одновременно связывать и освобождать", история девушки Челли, заботящейся о сестре, страдающей синдромом Дауна. "Завтра" откроет картина "Голубь сидел на ветке, размышляя о жизни" Роя Андерссона. Фильм шведского режиссера получил приз Венецианского фестиваля. Нынешний фестиваль "2morrow/Завтра" станет восьмым по счету.

Культура Театр Драматический театр Гид-парк Театр с Ириной Корнеевой