Игры 2014 года: Всё сломано
2014 год был поистине непредсказуемым и принёс любителям компьютерных игр как радостные моменты, так и откровенные расстройства. В основном, расстройства. Вспомним, чем 2014 год запомнился для геймеров.
Оплачиваем бета-тест!
В ушедшем году многие разработчики прыгнули на поезд под названием "вы сейчас платите, а мы пока будем разрабатывать". Немалую долю сыграло в этом распространение краудфандинговой системы разработки - например, через Kickstarter. Продавая "ранний доступ", разработчики получали деньги на последующую разработку. Такие игры, как Carmageddon Reincarnation, улучшенная версия знаменитой игры про гонки на выживание, до сих пор ничего не предложили, кроме вроде как рабочей версии альфа-теста. После того, как Steam открыл Greenlight - специальную систему для "ранних доступов", всё стало только хуже.
Это касается не только не совсем известных студий и маленьких компаний-разработчиков. Одни из худших релизов в году были в секторе MMORPG. Вспомнить хотя бы совершенно жуткий релиз ArcheAge в России. Серверов не хватало, игра была не защищена от хакерских поползновений пытливых русских умов, однако сотрудники, отвечающие за релиз, стабильно врали, что всё отлично. Люди фактически платили за то, чтобы на них проверяли работоспособность игры. К слову, европейский релиз этой же игры также провалился с грохотом, сопровождаемый массовым возвратом денег за предзаказы.
MMO - всё плохо
В 2014 году множество разработчиков пробовало себя в жанре MMO - игр, где тысячи игроков находятся на одном сервере и командно пытаются достичь различных высот в игре. Легендарная компания Bethesda подготовила The Elder Scrolls Online - огромный, живой онлайн мир во вселенной TES. Попытка совместить опыт создания сингл игр и внесения элементов ММО провалилась - игра вышла ни рыба, ни мясо. Тотальный отказ подписок, недовольство игроков - разработчики срочно латали дыры и дополняли игру контентом.
Летом вышла WildStar - новая красочная MMO в scifi-декорациях. Обещания разработчиков на поверку оказались не сильно подкреплены фактами - в игру поиграли месяц-другой, и бросили. Для ММО рынка это равносильно провалу, поскольку игра работает по системе ежемесячной платной подписки.
Осенью нас ждал релиз от великой Blizzard - новое дополнение к World of Warcraft. Сервера предсказуемо сломались на несколько дней, игрокам подарили несколько дней доступа сверх оплаченного.
MOBA? Спасибо, не надо
Еще большее количество разработчиков увлеклось созданием игр в жанре MOBA. Самые популярные представители - Dota 2 и League of Legends. Однако, эти игры живут за счет своего сообщества, а не за счет "супер-инноваций в жанре". Никто не уйдет с теплого насиженного места (например, имея высокий рейтинг) в другую игру. Даже такая большая и богатая компания, как Electronic Arts, не потянула соревнования в этом жанре. Dawngate, разработанная под её крылом, была признана безуспешной попыткой и закрыта, к сожалению разработчиков и игроков. Blizzard начала массово рассылать приглашения в альфа тест своей Heroes of the Storm, но игра явно далека от популярности. Хуже всех проявили себя разработчики, которые хотят быстрой наживы - в Steam и на мобильных устройствах начался появляться неиграбельный кошмар, который работал по системе выкачивания денег, который обещал "инновации в жанре MOBA". Так мы и поверили.
Разорился на бесплатном
Резонанс в обществе вызвали F2P - free to play игры. На мобильных устройствах эти игрушки зарабатывали больше, чем популярные платные аналоги. Случаи по глупости и недосмотру людей порой доходили до абсурда - в Бельгии один игрок потратил $46,000 на покупки внутри игры. Такие случаи позволили даже пересмотреть кнопку "Free" в магазинах приложений, сменив её на "Get" (было "Бесплатно", стало "Получить"). Самые бессовестные разработчики даже в платных играх ААА-масштабов (в ценовой категории $60) также позволяли себе добавлять подобные микротранзакции, чем вызвали гнев игроков. Популярный сериал South Park публично высмеял подобные игры и игроков, обвинив во всём "Канадского дьявола". На мой взгляд, эта серия сказала о ситуации лучше, чем кто-нибудь мог и придумать.
Сплошное расстройство
Все знают компанию Ubisoft. Она откровенно раздражает игроков своей системой DRM Uplay, неработающими серверами и прочим. Но в этом году во многих рейтингах, включая и мой личный, она установила новую планку ужасности компании. В 2013 году отличилась компания EA своими сломанными Simcity и Battlefield 4. Казалось, хуже быть не может.
Может! Ubisoft умудрилась сделать максимальное количество наиболее сломанных игр. Их новая франшиза Watch Dogs вышла практически неработающей. Презентационные ролики игры откровенно врали о качестве графики, да и сама игра не оправдала ожиданий. Месяцами разработчики пытались исправить ошибки игры, но это уже никого не интересовало.
Популярнейшая серия игр Assassins Creed пополнилась в этом году релизом AC: Unity. Игра зарекомендовала себя как сборник всего, как делать не надо. Релиз получился неиграбельным, а размеры патчей достигали 40 Гбайт - тоже по ошибке и недосмотру.
Помните величественную музыку, шикарные ролики, интригующий сюжет и тонны геймплея, что нам обещали в Destiny? Что могло пойти не так, если разработчики - опытные и любимые всеми Bungie. Тем не менее игра получилась откровенно нудной, повторяемой и лишенная всякого сюжета и смысла. На интервью разработчики бессовестно обещали сюжет "уровня Властелина Колец или около того". Мне было бы, мягко говоря, очень и очень стыдно за это. Сценарий выглядит на протяжении всей игры так: "надо стрелять". Больше всего меня позабавил появившийся в игре на момент персонаж, который прямо по тексту заявил - "У меня даже нет времени объяснять, почему у меня нет времени объяснять".
Релиз многих игр перенесли на 2015 год, чтобы не выпустить что-то сломанное. Еще одна громкая история - эксклюзив для PlayStation 4 - Driveclub. Вообще, игра должна была выйти в 2013 году и стать бесплатной для подписчиков PS+. Однако наступил 2015 год, и ничего подобного не произошло. Зато произошло вскипание крови у тех, кто игру купил - онлайн-режим не работал, многие обещания не были выполнены, и так далее. Разработчики начали спешно дарить дополнения и обещать, что в лепёшку разобьются, но сдержат свои обещания. Остаётся только верить.
Я ещё не останавливался на огромной теме под названием #gamersgate, так как она, в целом, обошла нас стороной, но в западной прессе наделала огромное количество шума и породила отрицательные настроения. Суть проблемы - отношение и неравенство полов в сфере игр и разработок. В общем, это красной нитью прошло через весь год - тут уже не разработчики, а общество показывало себя с откровенно плохой стороны.
На хорошей ноте
Читая эту статью, можно невольно задаться вопросом - ну неужели всё так плохо? Что-то хорошее должно же было произойти? Да, хорошее происходило. Киберспорт стал намного популярнее благодаря невероятным бюджетам чемпионатов (вспомнить хотя бы общий пул наград по Dota 2, превысивший 10 миллионов долларов). Twitch.tv был куплен Amazon, а значит, за будущее стриминга можно не переживать - огромные инвестиции и AWS (Amazon Web Services) обещают светлое будущее платформе. Вышло как большое количество прекрасных маленьких Indie - игр, так и ААА-релизов - Call of Duty, Child of Light, FarCry4, Divinity: Original Sin, Transistor, Titanfall, Dragon Age: Inquisition, SP: Stick of Truth. Можно перечислить еще много хороших релизов, однако, увы, всё это меркнет перед ошибками и катастрофами в прошлом году.
2014 год научил нас с большей осторожностью и скептицизмом относиться к заявлениям разработчиков, релизам игр и ко всему "бесплатному". Я искренне надеюсь, что всё игровое сообщество, включая и игроков, и разработчиков, запомнят уроки 2014 года и будут поступать соответственно.