Соцопрос: Россияне тратят на дорогу до работы час и больше

"Работа сокращает жизнь на восемь часов ежедневно", - гласит пословица. Если бы только на восемь! Для жителей крупных городов путь к родному офису или предприятию выливается еще в полтора-два часа "украденного у жизни" времени. Социологи портала Superjob.ru выяснили, в каких российских городах люди дольше и сложнее всего добираются до работы.

В "забеге" участвовали 23 крупных российских города: ответы социологам дали в общей сложности 18 тысяч экономически активных респондентов, которые в этих населенных пунктах обитают и работают.

Мечта у всех примерно одна. Идеальное время, которое люди готовы потратить на путь до работы, - это 10-20 минут. Москвичи и петербуржцы называют цифру, более близкую к реальности, - минут 20-25. Увы, это именно мечты. Красивые, но несбыточные.

Самые требовательные в этом отношении жители самого бедного российского города - Тольятти. Идеальная продолжительность поездки на работу для них составляет 10-15 минут (для моногорода это, впрочем, неудивительно). В реальности они тратят на дорогу в среднем меньше получаса (23 минуты).

И это, наверное, единственный случай, когда столичные жители могут тольяттинцам позавидовать. Москвичи поставили своеобразный рекорд: среднее время, которое у них занимает поездка на работу, - это 48 минут на личном транспорте и больше часа (62 минуты), если передвигаться на общественном. При этом две трети москвичей (63%) именно его и используют по пути на работу. Печально. Лишь четверо из сотни столичных баловней судьбы добираются до службы меньше чем за полчаса, на собственном авто до офиса имеют шанс за такое время доехать только 8% москвичей.

Не лучше и жителям Северной столицы. Их путь на работу тоже сложен и, главное, очень долог. В среднем 57 минут на общественном транспорте, 43 минуты - на личном. Пользуется метро, трамваями, автобусами и троллейбусами половина петербуржцев (55%).

В Саратове, Ростове-на-Дону, Нижнем Новгороде и Краснодаре меньше чем за 47-48 минут на работу не доедешь, наличие собственного авто сократит этот путь минут на 10, не больше. Три четверти часа будут трястись в транспорте жители Новосибирска и Екатеринбурга. С ненавистью выслушают популярную песню про "ежедневно 42 минуты под землей" (даже если в городе нет и не предвидится метро) обитатели Уфы, Сочи, Самары и Перми. Потому что среднее расчетное время прибытия на работу здесь именно такое. На личном транспорте, правда, - около получаса. Но его же и чинить надо, и заправлять бензином - дороговато выходит.

41 минута на общественном транспорте - результат в Тюмени, Казани, Иркутске, Воронеже, 40 минут - в Омске и Волгограде. Замыкают список Хабаровск (39 минут), Челябинск и Ульяновск (35) и счастливые в этом плане тольяттинцы (30).

Как правило, в загруженных мегаполисах  или городах с большой протяженностью улиц (Москва, Питер, Нижний Новгород, Волгоград) граждане чаще пользуются городскими транспортными средствами, а не личными автомобилями. Но во всех остальных городах на работу люди предпочитают добираться на собственной машине. В Красноярске, например, счет 56% к 35% в пользу индивидуалистов, в Казани - 55% к тем же 35%, в Челябинске - 59% к 29% (вот почему падение метеорита засняло так много автомобильных видеорегистраторов!). Примерно та же ситуация и во многих других городах. Однако это признак не особого богатства граждан, а свидетельство плохого состояния общественного транспорта, на котором добираться к месту работы "и дольше, и себе дороже".

По числу граждан, предпочитающих личный автомобиль вместительному "комфортабельному" автобусу, лидирует Тюмень: индивидуалистов там две трети (61%), коллективизм присущ лишь четверти жителей (25%).

Крайне редко обитатели больших городов ходят на работу пешком. Лидером в этом плане можно считать Саратов - здесь на своих двоих добираются до офиса около 15% жителей. Примерно так же обстоят дела в Сочи (14%) и Екатеринбурге (13%). В Москве таких счастливчиков 7%. Меньше всего работников-пешеходов в Красноярске: только 4% от общего числа. Холодно там, к тому же - Сибирь все-таки. Да и старую истину "лучше плохо ехать, чем хорошо идти" никто еще не отменял.